Значение движения Имама Хусейна (мир ему) — Часть 2

imam-huseyn-imam-huseynПервым фактором было требование бей»ата. Муавийя перед смертью желал быть уверенным в наместничестве Езида. Поэтому он прибыл в Медину, чтобы получить бей»ат от Имама Хусейна (мир ему), но он не преуспел в этом. После смерти Муавийя получить бей»ат у Имама Хусейна (мир ему) пожелал сам Езид. Бей»ат означал не только признание правителем Езида, он также означал бы согласие с новыми традициями, которые установили Муавийя и Езид. А эти новые традиции состояли в том, что предыдущий халиф сам назначал своего преемника. Тогда как халифа должен был избирать или народ (с точки зрения месхеба суннитов) или же народ, следуя указанию Пророка, должен подчиниться халифу, им представленному (по убеждению шиитов). То есть новая традиция не соответствовала убеждениям ни суннитов, ни шиитов. По правилу, установленному Муавийя и Езидом халиф сам перед смертью назначает главу мусульман.

 

В этом смысле бей»ат означал не только признание главенства такого недостойного человека как Езид, по и соглашение с подписано несколькими людьми традицией, которую стремился установить Муавийя.

Сторонники Езида требовали бей»ат от Имама Хусейна (мир ему), а Хусейн (мир ему) выразил свое неодобрение к этому. Они требовали: «Сделай бей»ат!», но Имам отвергал их требования, Они настаивали, Хусейн (мир ему) отвечал: «Я скорее соглашусь умереть, но не дам бей»ат!»

 

Сущность борьбы на этом этапе состояла в отрицательном отношении к требованиям, которые противоречили шариату.

 

Но это был не единственный фактор, который оказал влияние на борьбу Имама Хусейна (мир ему). Другим фактором был призыв выразить положительное отношение.

 

За 20 лет до смерти Муавийя Имам Али (мир ему) пять лет жил в городе Куфе. Население Куфе еще не забыло то, чему их учил Али (мир ему). После смерти Муавийя, собравшись и вместе посоветовавшись, народ сказал: «Мы должны воспользоваться случаем и не дать возможности Езиду воспользоваться им. У нас есть Хусейн, он наш истинный руководитель. Необходимо подготовиться и пригласить его в Куфе, сначала под его руководством создадим ядро (центр) в Куфе, затем весь халифат превратим в Исламский халифат».

 

Куфе в сущности была военным лагерем. Этот город был основан в годы правления халифа Омара Са»д ибн Веггасом. Воины — мусульмане, размещенные здесь, построили себе дома, обжились, и эти места постепенно превратились в самый сильный город халифата.

 

Население вот такого города пригласило Имама Хусейна (мир ему). Причем число пригласивших равнялось не одному-двум, не тысяче и даже не десяти тысячам. Имаму было прислано 18 тыс. писем. Каждое письмо было иногда число подписей доходило до 100. Исходя из этих расчетов, к Имаму обратилось примерно 100 тыс. человек.

 

Как отнесся Имам к этому? Мусульмане восстали, и Имам должен был поспешить им на помощь. Действия Имама в данном случае в сущности были не отрицательными, а положительными.

 

С самого начала Имам Хусейн (мир ему) видел, что население Куфе не готово, признавал нерешительность и трусость жителей Куфе. Но, отказавшись ехать, что бы он ответил перед историей? Конечно, если бы он не прореагировал на приглашение населения Куфе, мы бы сегодня спросили: «Почему Имам Хусейн (мир ему) не дал положительный ответ на приглашение?»

 

В период правления Аббасидов известный как «Визирь Али Мухаммеда (мир ему)» — Абу Салама ибн Халлал поссорился с халифом Аббаси. Абу Салама, немедля написал два письма: одно — Имаму Джафар Садигу (мир ему), другое отправил внуку Имама Хасана (мир ему) — Абдуллаху Мехди и каждого из них одновременно пригласил на трон. В письме было написано: «Я до этого времени служил халифу, но отныне я буду служить вам. Давайте, объединившись, вместе свергнем халифа». Во-первых, написав письмо с одинаковым содержанием двоим одновременно, он проявил свою неискренность. Во-вторых, он написал эти письма, обидевшись на халифа.

 

Имам Джафар Садиг (мир ему), получив и прочитав письмо, сжег его в присутствии гонца. Гонец спросил: «Каков ответ?» Имам сказал: «Ответом на письмо служит увиденное только что действие». Абу Салам был убит еще до возвращения гонца. Вместе с тем и сегодня многие задают вопрос: «Почему Имам Джафар Садиг (мир ему) не принял приглашение Абу Салама и дал отрицательный ответ?» Во-первых, Абу Салам ибн Халлал — это один человек, во-вторых, он неискренен в своем приглашении, в-третьих, он, когда писал письмо, уже знал, что судьба его предрешена, халиф Аббаси знает о его измене.

 

Если бы Имам Хусейн (мир ему), будучи в Мекке и получив от населения Куфе 18 000 писем, не дал бы им положительный ответ, то история бы укорила его в том, что он не искоренил сторонников Езида. В этом случае, всё бесправие и гнёт, которое творили Амавиды, поставили бы в вину Имаму Хусейну (мир ему), стали бы измышлять, что если бы Имам поднял восстание, то Амавиды были бы уничтожены и гнёт был бы искоренён.

 

Интересно, какой из указанных двух факторов был первым по времени? Интересно, что произошло раньше: Имам Хусейн (мир ему) отказался дать бей»ат, а жители Куфе, узнав про это, пригласили его? Или же всё происходило наоборот: то есть, вначале население Куфе послало ему приглашение, и Имам принял его? Несомненно, с исторической точки зрения верно первое предположение, Муавийя ещё при жизни лично прибыл в Медину и всяческими уловками старался получить бей»ат для Езида от Имама Хусейна (мир ему) и ещё двух-трёх других людей. Но они категорически отказались от этого.

 

После смерти Муавийя Езид сам срочно посылает в Медину юнца. Гонец прибывает в Медину, передаёт письмо Езида наместнику Медины. В письме Езид сообщает наместнику о смерти Муавийя и требует получить бей»ат от Имама Хусейна (мир ему) любыми средствами. Население Куфе ещё не знало о смерти Муавийя.

 

Имам Хусейн (мир ему) отказался дать бей»ат. Так прошло два-три дня. Люди наместника в течение нескольких дней то увещевали, то угрожали Имаму, требуя от него Признания Езида. Наконец, на 27-й день месяца Раджаб Имам Хусейн (мир ему) выехал из Медины и прибыл в Мекку на 3-й день месяца Ша»бан, Первые письма от населения Куфе Имам получил на 15-й день месяца Рамазан. К этому времени уже прошло полтора месяца со дня, когда сторонники Езида требовал бей»ат. Имам Хусейн (мир ему) отверг их требования полтора месяца тому назад.