znachenie-dvizheniya-imama-huseyna-1Все события в мире, начиная от ископаемых веществ до растений и животных имеют собственное состояние и сущность Так же обстоит дело с общественными явлениями. Если мы хотим понять значение какого-либо восстания или движения, вначале должны исследовать причины, его породившие. Не выяснив этих причин (порождающие причины), мы не сможем понять значение явления. Затем мы должны выяснить цель движения, то есть, должны знать в целом, в чём цель движения и была ли она? Если была цель, то в чём она заключалась? В-третьих, должны выяснить движущие силы движения и его содержание, какие факторы и процессы способствовали ему. Наконец, и в-четвёртых, мы должны увидеть, какую форму приняли в целом отдельные процессы и факторы, слившись.

 

В связи с движением Имама Хусейна (мир ему), возникает еще один вопрос: не имело ли это восстание характера взрыва? То есть, оно было спланировано и подготовлено, или возникло спонтанно? Например, когда кастрюлю ставят на огонь, вода внутри неё закипает и превращается в пар. Если не дать выхода этому пару, то произойдёт взрыв. Иногда и в людях происходит психологический взрыв. В силу различных обстоятельств, человек, попав в затруднение, помимо своей воли начинает испытывать гнев и беспокойство, и сам того не желая, произносит слова, которые не хотел говорить. Это называется взрыв. Большинство общественных движений и восстаний имеет характер взрыва.

 

Одно из отличий Исламской идеи от школы материалистов состоит в том, что материалисты, основываясь на принципах диалектики, предлагают для усиления противоречий, беспокойства, углубления трещин выступить против реальных реформ, чтобы повлечь общество к революции (но не к осмысленной революции, а к взрыву). Но Ислам нисколько не одобряет революции, имеющие такой характер. Революция. Предполагаемая Исламом, полностью строится на решительности, выборе и сознательности.

 

Интересно, было ли взрывом движение Имама Хусейна (мир ему)? Интересно, на самом ли деле в годы правления Муавийя давление, направленное на народ и семью Имама, обострилось при власти Езида до такой степени, что терпение Имама Хусейна (мир ему) иссякло и он произнес: будь, что будет?! Нет и нет! Слова, которые произнес Имам Хусейн до восстания и после его начала, письма, которые он направлял Муавийе, его выступления в различных условиях в, особенности, его знаменитая речь в Мина перед сподвижниками Пророка доказывают, что его движение было осуществлено сознательно. Это была Исламская революция, а не взрыв.

 

Имам Хусейн (мир ему) при беседах со своими сподвижниками стремился к тому, чтобы начатое им движение не обрело бы характер взрыва. Почему Имам Хусейн (мир ему) всеми способами стремился отпустить своих сподвижников, отдалить от себя? Имам неустанно призывал к бдительности, напоминал, что это им не будет покоя, что это не пир, что им грозит опасность. В ночь Ашура Имам Хусейн (мир ему) сказал своим сподвижникам: «Я не знаю лучших сподвижников, чем мои, я не знаю родни, превосходное, моей. Я благодарю всех, я доволен всеми. Они (сторонники Езида) враждуют лично со мной. Каждый из вас, кто хочет уйти, пусть уходит. Враги поймут, что вы ушли сами и не причинят вам вреда. Моя семья не знает никого в этой пустыне, не знает этих мест. Пусть каждый из вас уйдет с одним из членов моей семьи. Я останусь здесь один».

 

Руководитель, желающий и воспользоваться негодованием и возмущением народа, не произносит таких слов. Некоторые объясняют это религиозным долгом. Безусловно, исполнение религиозного долга обязательно имеет место. Имам Хусейн (мир ему) упоминает и о религиозном долге. Но Имам Хусейн (мир ему) хотел, чтобы религиозный долг исполнялся вполне сознательно, в условиях полной свободы. Имам хотел сказать своим сторонникам: «Враг еще не успел окружить вас. Если вы уйдете, воспользовавшись ночной темнотой, никто не будет вам препятствовать. Вас не удерживают даже друзья. Если вы думаете, что вас обязывает ваша клятва на верность (бей»ат), данная мне, то я снимаю её с вас. Вы свободны в вашем выборе. Вы должны избрать меня сознательно, в условиях полной свободы, без принуждения со стороны врагов и друзей».

Именно в этом и состоит превосходство шехидов Кербала. Сравните: когда известный мусульманский полководец Тариг ибн Зияд завоевал Испанию, он приказал оставить провизию только на одни сутки, а все остальное сжечь. Вслед за этим он приказал сжечь даже корабли, на которых они прибыли. Затем он собрал своих воинов и, указав на бескрайний океан у них за спиной, сказал: «Перед вами враг, а за спиной — море. Если вы попытаетесь бежать, то у вас нет иного пути, как утонуть в море. Ни осталось ни провизии, ни кораблей. Если вы, поленившись, не вступите в бой, то умрете от голода, «гак как еды осталось только на один день. Ваше единственное спасение в уничтожении врага. Ваш провиант в руках врага. У вас нет другого выхода». Тариг вынудил своих воинов сразиться с врагом. Что делать воину в таком случае, как не воевать до последней капли крови?

 

Но Имам Хусейн (мир ему) со своими сторонниками поступил, наоборот, не так, как Тариг ибн Зияд. Ведь Имам не сказал, что «другой дороги нет, что враг всех убьет. И, если нет возможности избежать смерти, то пусть вас убьют вместе со мной». Нет, Имам не говорил так. Потому, что такая смерть недостойна шехида. Эти слова мог произнести политик, но не Имам. Именно поэтому мы прежде всего должны знать, что революция Имам Хусейна (мир ему) имела всесторонне осознанный характер. Эта революция с точки зрения самого Имама, его семьи, его друзей не была взрывом.

 

Различие между природными явлениями и общественными событиями состоят в том, что процессы, происходящие в природе, не могут иметь множественного значения, они однозначны. Определенная руда может иметь или свойства золота, или свойства . меди. Но общественные события могут иметь несколько значений.

 

Сам человек является таким удивительным существом, которое одновременно может приобретать различную сущность. Высказывание Сартра: «Дух человека предопределяет его индивидуальность» верно именно в этом смысле. Человек может иметь особенности ангела, свиньи, тигра одновременно. (Это один из глубоких разделов Исламского просветительства).

 

Восстание Имама Хусейна (мир ему) относится к многозначительным событиям, так как в его возникновении участвовало много факторов. Например, движение может возникнуть как ответная реакция. Кроме того, оно может иметь значение толчка. Если движение возникло как ответная реакция на определенные процессы, то эта реакция может быть как положительной, так и отрицательной. Все это было присуще движению Имама Хусейна (мир ему).