Запрет на запись хадисов

 

макарем ширазиВ истории Ислама было немало событий, которые суннитские ученые и исследователи стараются не выносить на всеобщее обсуждение. Об этих событиях мало говорят, о них не пишутся книги, они не входят в учебную программу факультетов истории суннитских учебных заведений. И если где-то и поднимаются вопросы об этих событиях и их причинах, то обычно на них даются расплывчатые ответы, что указывает на нежелание суннитов глубоко вникать в эти темы. Одно из таких событий, оставившее неизгладимый след в развитии мусульманской общины, произошло сразу же после смерти Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род), когда халифы запретили мусульманам записывать и распространять пророческие хадисы. И это несмотря на то, что традиции Пророка являются после Корана главным источником исламской религии. Эти традиции разъясняют исламское вероучение, толкуют аяты Священного Корана, рассказывают о практической стороне религии, дают уроки нравственности и морали.

 

Наставления Пророка к записи хадисов

 

Сам Посланник Аллаха неоднократно указывал на необходимость сохранения его традиций, на важность сохранения его высказываний и деяний в письменной форме. Свидетельств этому немало и в шиитских источниках, и в суннитских. Он говорил:

«Того из моей общины, кто запомнит сорок хадисов, Аллах воскресит в день суда факихом и ученым» (Васаиль аш-шиа, Амули, т.27, стр.93).

Руководствуясь этой благой вестью от Пророка, многие исламские ученые считали необходимым составление письменного сборника из сорока хадисов и их разъяснение.

Однажды один из сподвижников пожаловался Пророку на слабую память и неспособность запоминать хадисы, на что Пророк посоветовал ему записывать их. (Маджма аз-заваид, Хайсами, т.1, стр.152)

Так как человек подвержен забывчивости и память может подвести его, то Посланник Аллаха наставлял мусульман:

«Скрепите ваши знания записыванием» (Бихар аль-анвар, Маджлиси, т.58, стр.124).

Абдулла ибн Амру рассказывал:«Я записывал все, что слышал от Пророка Аллаха, но курайшиты сказали мне не делать этого. Я рассказал об этом Пророку Аллаха, и он ответил: «Записывай. Клянусь тем, в чьей власти моя душа, я не говорю ничего кроме истины» (Муснад, Ахмад ибн Ханбал, т.2, стр.162).

Вняв наставлениям Посланника Аллаха, многие сподвижники брали в руки перья и записывали то, что рассказывал им Пророк. Некоторые исследователи приводят имена пятидесяти из этих сподвижников, среди которых были Имам Али и Фатима Захра (да будет мир с ними), Салман Фарси, Джабир ибн Абдулла Ансари, Абдулла ибн Аббас, Абу Рафи, Асма бинт Амис, Анас ибн Малик.

Таким образом, записывание хадисов в эпоху Посланника Аллаха не только не было запрещенным деянием, но сам Пророк призывал мусульман сохранять его высказывания в письменном виде.

 

Запрет халифов

 

Но к сожалению со смертью Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) ситуация изменилась. С приходом к власти Абу Бакра группа влиятельных сподвижников начала борьбу с распространением пророческих хадисов. В течение долгого времени над мусульманами висел запрет на записывание хадисов и в некоторых случаях даже на их устную передачу. Этот запрет по одним свидетельствам действовал до правления омеядского халифа Умара ибн Абдуль-азиза, по другим до конца правления династии Омеядов. Имам Али (да будет мир с ним) отменил данный запрет, но его правление, сопровождавшееся смутой и кровавыми столкновениями среди мусульман, длилось недолго, поэтому с его смертью данный запрет стал действовать пуще прежнего. За это время было утеряно и искажено огромное количество живительных высказываний и мудрых речей Посланника Аллаха. Было сожжено и уничтожено множество рукописей, разъясняющих вероучение, аяты Корана и практические заповеди. Много людей было наказано, отправлено в ссылки и заключено под стражу. Современному мусульманину это кажется невероятным. Но это исторический факт, находящий документальное подтверждение в трудах ранних исламских историков.

Первый и второй халифы стояли у истоков этого запрета. Они повелели мусульманам прекратить запись хадисов и их пересказ. Они первыми стали уничтожать рукописи, в которые были внесены речи Пророка.

Аиша рассказывала: «Мой отец собрал хадисы Посланника Аллаха, число которых достигало пятисот хадисов. Затем велел принести огонь и сжег их» (Тазкира аль-хуффаз, Захаби, т.1, стр.5).

Умар ибн Хаттаб приказывал мусульманам: «Тот, у кого имеются записанные хадисы, должен уничтожить их» (Вуду ан-наби, Шахристани, т.2, стр.20).

В один из дней Умар поднялся на минбар и повелел сподвижникам принести все рукописи с хадисами, которые у них есть. Сподвижники не знали, с каким намерением требует хадисы Умар, и поэтому принесли все, что у них было. Умар собрал эти хадисы и предал их огню. (Ат-табакат аль-кубра, Ибн Саад, т.5 стр.140

Некоторые из сподвижников, такие как Абдулла ибн Масуд, Абу Масуд Ансари и Абу Дарда, не подчинились приказу халифа. Они продолжали рассказывать хадисы Посланника Аллаха за пределами Медины. Умар повелел привести их в Медину и настрого запретил им покидать город. (Тазкира аль-хуффаз, Захаби, т.1, стр.7)

Когда Умар отправлял куда-либо своих людей, то он запрещал им рассказывать людям хадисы. Когда жители Куфы попросили Караза ибн Кааба (уполномоченного Умара) поведать им хадисы, он ответил: «Нам запрещено приводить хадисы» (Мустадрак, Хаким Нишабури, т.1, стр.103).

Эта традиция продолжилась во время правления Омеядов. В эпоху Муавии ибн Аби Суфьяна и его сына Язида хадисы не только продолжали уничтожаться, но и вымышлялись ложные хадисы. Именно в этот период был измышлен хадис, в котором Посланнику Аллаха приписываются следующие слова: «Не записывайте ничего от меня, все помимо Корана уничтожайте» (Сахих, Муслим, т.4, стр.97).

Касательно того, почему в истории Ислама имело место это событие, суннитские ученые в попытках оправдать халифов дают различные ответы:

 

1. Опасение за смешение хадисов с аятами Корана

 

Говорится, что халифы запрещали записывание хадисов Посланника Аллаха из опасений, что хадисы смешаются и перепутаются с аятами Корана, и тогда люди не смогут разобрать, что является Кораном, а что высказыванием Пророка. В ряде книг сказано, что Умар ибн Хаттаб мотивировал свой запрет именно этой причиной.

Но такое объяснение неприемлемо. Во-первых, аяты Священного Корана отличаются совершенным красноречием и непревзойденным стилем, ибо это божественная речь. Она возвышается над всеми другими речами, включая высказывания Пророка, отличается от них, как небо отличается от земли. Для знатоков арабского языка не составляет особой трудности заметить разницу между кораническими аятами и иными арабскими письменами. Особенно это касается арабов, живших в эпоху ниспослания Корана. Среди них очень была развита поэзия и красота изложения речи, но их пленил неповторимый и ни с чем не сравнимый стиль Книги Аллаха. Невозможно, чтобы они могли перепутать аяты Корана и хадисы Пророка.

Во-вторых, спустя годы, когда запрет на записывание хадисов был упразднен, не было случаев того, чтобы пророческие хадисы были перепутаны с кораническими аятами.

В-третьих, если принять данную точку зрения, то получается, что мы допускаем вероятность искажения Корана, ибо опасаемся, что аяты могут быть заменены или дополнены хадисами. Но такого не может быть, так как сам Аллах хранит Свою Книгу от искажений: 

«Воистину, Мы ниспослали напоминание, и воистину Мы охраняем его» (Сура «Аль-хиджр», аят 9).

В-четвертых, имеется немало свидетельств того, что Коран в его нынешнем виде был составлен во время жизни Посланника Аллаха. Он сам по откровению Аллаха определил число сур и имеющееся в каждой из них количество аятов. Он сам расположил их в том порядке, в каком они существуют. Поэтому не было вероятности того, что к ним будут добавлены иные речи.

 

2. Опасения за то, что люди будут меньше читать Коран

 

Еще одна суннитская точка зрения гласит, что если бы халифы дали добро на свободное записывание хадисов, то большую часть времени люди посвятили бы чтению и изучению хадисов, в результате чего Корану не уделялось бы достаточное количество времени.

Для того чтобы понять несостоятельность этой точки зрения достаточно сказать, что в течение четырнадцати веков мусульманами было составлено множество сборников хадисов и написано огромное число книг. И ни одна из этих книг не отдалила их от Корана, не стала причиной того, что они стали меньше читать Книгу Аллаха. Более того, хадисы и книги помогли им лучше понять божественные аяты, они разъяснили им их толкование и значение. Разве кто-то из мусульман станет отрицать, что традиции Посланника Аллаха являются наилучшим толкованием смысла аятов Корана? Еще можно сказать, что бесполезная литература отдаляет человека от Корана. Но никак нельзя сказать, что пророческие хадисы относятся к подобной литературе, ибо речи Пророка это божественные знания:

«Он не говорит по прихоти. Это – всего лишь откровение, которое внушается» (Сура «Звезда», аяты 3-4).

Аяты Корана и речи Пророка проистекают из одного источника.

 

3. Сподвижники имели отличную память

 

По мнению ряда суннитских исследователей, сподвижники имели великолепную память, которая освобождала их от сохранения хадисов Посланника Аллаха в письменном виде. Они помнили наизусть все высказывания Пророка, поэтому не нуждались в том, чтобы записывать их.

Во-первых, мы согласны с тем, что некоторых людей отличает исключительная память, но не все люди такие. Большинство людей, в том числе и сподвижники, не могут с детальной точностью запомнить большой объем информации, чтобы выдавать ее без ошибок и упущений. Ранее уже было сказано, что некоторые сподвижники жаловались Пророку на слабую память, и он советовал им записывать хадисы.

Во-вторых, записывание хадисов никоим образом не мешает их запоминанию, а наоборот, дополняет и совершенствует.

В-третьих, даже если допустить, что все сподвижники обладали великолепной памятью и не нуждались в записывании хадисов, то мусульмане следующих поколений имели в этом нужду. Они не видели Пророка лично, они не слышали его проповедей и наставлений. Поэтому лучшим способом для них узнать то, о чем говорил Пророк, оставалось чтение его хадисов, собранных в сборники и книги.

 

Подлинные причины запрета

 

Ничто из того, что было приведено выше, не является истинной причиной того, почему халифы запрещали мусульманам записывание и передачу хадисов Посланника Аллаха. Вооружившись объективностью и беспристрастием, несложно познать, что же на самом деле побудило халифов сделать это. Истинные причины запрета были продиктованы политическими мотивами и опасением за власть. В течение всей своей пророческой миссии Посланник Аллаха множество раз говорил о наместничестве Имама Али, о его непревзойденных качествах и многочисленных достоинствах, о том, что Аллах избрал его на пост руководителя общины. Он постоянно напоминал мусульманам о роли Имама Али и следующих безгрешных имамов. Но после его смерти власть сосредоточилась в руках других людей, которые из опасения лишиться ее предприняли ряд мер, одной из которых стал запрет на записывание пророческих хадисов. Эти хадисы угрожали их власти, так как были документальным свидетельством правоты ахль аль-бейт и их последователей. Поэтому наложив запрет на записывание и передачу хадисов, они сохранили власть, и некоторые из них смогли передать ее своим потомкам.

Провозгласив «достаточно нам Корана», не дав Посланнику Аллаха оставить письменное завещание и запретив мусульман записывать хадисы, халифы вызвали множество негативных последствий, от которых исламская община до сих пор не может оправиться. Были утеряны и искажены множество пророческих хадисов, повествующих о различных вопросах веры и практических обрядов, дающих верное толкование аятам Корана. До большинства мусульман последующих поколений они так и не дошли. Претерпели изменения мышление и цели мусульман. Верующие лишились чистых и неискаженных традиций Посланника Аллаха. Корану давались различные интерпретации, каждая группа толковала вопросы веры и фикха так, как считала нужным. В результате этого возникли многочисленные течения и направления, и когда то единая мусульманская община разделилась на множество групп со своим мировоззрением, которые порой испытывают по отношению друг к другу вражду и неприязнь.

В какой-то мере изменить сложившееся положение можно беспристрастным изучением и непредвзятым исследованием темных пятен в истории исламской общины.

Аятолла  Макарем Ширази