ТРИ МЕСЯЦА ДУХОВНОГО ПОХОДА (Раджаб, Шабан и Рамазан)

resize_new.phpПо милости Всевышнего, приближается триада благословеннейших исламских месяцев – месяца Раджаб, Шабан и Рамазан. Эта вереница месяцев представляет собой духовный поход человека в царство Всевышнего. В эту пору человеку предоставлены колоссальные возможности для духовного усовершенствования. И первым среди этих месяцев является Раджаб.
Месяц Раджаб – это первый месяц духовной подготовки к трапезе Всевышнего. Это – месяц покаяния и мольбы о прощении, приобретении чести и достоинства, отвращения ото лжи, навета и предубежденности, и исцеления от всех душевных недугов. Молим Всевышнего Аллаха даровать всем нам возможности, дабы мы могли совершить все благословенные деяния, предназначенные для этого месяца, иншаллах!

В ОЖИДАНИИ ДУХОВНЫХ БЛАГ

Мы в преддверии великого месяца Раджаб. Было бы большой ошибкой с нашей стороны, начать размышлять над тем, что делать в этот месяц уже после того, как благословенный месяц вступит в свои права. Ибо, как человек планирует все свои другие дела, задачи и обязанности, и заранее готовится к ним, так же и заранее ему следует готовиться к этому месяцу, в котором предоставлено столько экзистенциальных возможностей. И если он заранее не подготовится к этому месяцу, если не наладит свое внутреннее состояние для того, чтобы быть готовым принять благодать, ниспосылаемую Всевышним в этот месяц, он не сможет и должным образом воспользоваться благами божественной трапезы.
Одно дело, когда человек с нетерпением ждет прибытия благословенного месяца Рамазан, дабы использовать все возможности, предоставляемые в этот месяц, и вместе с тем, эффективно проводит само время ожидания, занимаясь самовоспитанием, духовным ростом, пользуясь благостными возможностями, предоставляемые в месяцы Раджаб и Шабан. И совсем другое дело, когда человек, дойдя до священного месяца Рамазан, начинает поститься, исходя из того, что «пост обязателен в этот месяц». В данном случае, по своей же собственной вине – из-за своей небрежности и как следствие, неведения – он остается в стороне от возможности вкусить блага из божественной трапезы. Если мы в действительности желаем воспользоваться благодатью благословенного месяца Рамазан, непременным условием этого является надлежащая духовная подготовка, начинать которую следует уже с месяца Раджаб.

ГДЕ ВЫ, О, РАДЖАБИЙЙУН?

Изречения Святейших (а) в связи с месяцем Раджаб потрясают настолько, что было бы просто непростительным не уделить им отдельного внимания. Так, к примеру, имеется множество изречений от Имама Джафара Садига (а), раскрывающих пользу деяний месяца Раджаб и, в особенности, гласящих о приобретаемом духовном статусе теми, кто совершают эти деяния. Оные в хадисах от Святейшего Имама (а) названы ахли-Раджаб. Кто же такие ахли-Раджаб? Это – те, кто сознают значение месяца Раджаб. Кто почитают этот месяц. Кто совершает молитвы, зикры и иные богослужения, предназначенные в этот месяц. Они настолько искренне живут энергетикой месяца Раджаб, что получают прозвание «раджабиййун», что в переводе означает «раджабовцы». Эти люди проживают Раджаб всем существом, в духовной гармонии с этим месяцем и в той мере, что даже в Судный день оные будут призываться и спрашиваться как «раджабовцы». Когда в день Страшного суда все люди будут трепетать от страха за свою участь, среди них будут искать раджабовцев и спрашивать о них. И к ним будут обращаться отдельно. Как повествуется от Имама Джафара Садига (а): «Когда наступит Судный день, божественный глашатай возгласит: «Ейняр-раджабиййун? /где раджабовцы?/». Где те, кто почитали месяц Раджаб и облагородились его благодатью?…».
Сцены Судного дня – это то, что каждый верующий ожидает и представляет с величайшей тревогой в сердце. И месяц Раджаб – это та пора, который помогает человеку подготовиться к сценам Судного дня.
Раджабовцам присуще одно прекрасное качество. Они настолько полноценно воспримут благословение месяца Раджаб, что в день Суда от них будет исходить божественный свет… Как сказал Имам Садиг (а): «И с того большого скопления восстанет группа людей, свет от лиц которых осветит место собрания (мехшер) и придаст ему еще большее сияния».
Если человек станет одним из ахли-раджаб, если познает Раджаб, если проживет этот месяц как «раджабиййун», в день Суда его голова будет увенчана истинной короной султана. Как провозвестил Святейший Имам Садиг (а): «На головах этих людей будут (царские) короны, украшенные жемчугом и рубином».
Одно дело, удостоится венцов этого мира, что созданы руками человека и бренны так же, как и этот мир. И совсем другое, милостью и опекой Всевышнего вознестись до такого состояния, в котором человек удостаивается истинной – духовной коронации.

ТРУДОЛЮБИЕ И ДОБРОВОЛЬНОСТЬ

В день Страшного суда ангелы окружат раджабовцев, поприветствуют их и поздравят. В хадисе от Имама Садига (а) говорится: «К каждому из них (подойдут) 1000 ангелов с правой и 1000 ангелов с левой стороны и возгласят: «О, служитель Господа! Добро пожаловать! Да снизойдет благодатью на тебя то, что ниспослал тебе Всевышний!».
В хадисе от Имама Джафара Садига (а), повествуемого в связи с месяцем Раджаб, есть один момент, в котором Святейший (а) провозвещает о том, как Аллах превознесет раджабовцев и воздаст каждому из них то, что тот заслужил. Так, в хадисе говорится: «В этот миг снизойдет глас Всевышнего Аллаха: «О, служители Мои среди мужчин и женщин! Клянусь величием и могуществом Своим, что почту Я ваше благословенное положение и одарю вас множеством даров и отдам Я вам в раю дворцы, где текут реки. И пребудете вы там вечно…».
В продолжении хадиса перечисляются черты, присущие раджабовцам и в данном контексте делается особый акцент на трудолюбие и добровольность: «И сколь прекрасное это воздаяние тем, кто усердствовал. Вы добровольно – ради Меня постились в месяц, кой Я возвеличил и чье право определил обязательным для соблюдения. О, ангелы Мои! Поведите в рай этих мужчин — и женщин-служителей (Моих)!».
Обратим внимание: в хадисе указаны два качества – это трудолюбие и добровольность выбора. То есть, если человек будет трудиться, проявлять усердие в месяц Раджаб, и будет делать это по собственной воле – эти два качества помогут ему снискать милость Всевышнего Аллаха.

ПОСТ В МЕСЯЦ РАДЖАБ

Милость Всевышнего столь широка, что даже тот, кто постился всего один день в месяц Раджаб, но постился с искренним сердцем, воздается благом от Него. О благодатности даже одного единственного дня поста в месяц Раджаб, мы читаем в хадисе, повествуемом от Имама Садига (а): «Это воздаяние для того, кто постился часть этого месяца. И даже если всего 1 день: в начале, в середине или в конце».
Может возникнуть вопрос: что такое всего-навсего один день? Но все начинается именно с тех единственных дней. Именно те одиночные дни приводят человека или к служению Всевышнему, или же к самозабвению и восстанию против Бога. Даже если всего одним днем месяца Раджаб человек осознанно и полноценно сможет воспользоваться и познать его благодать, он окажется среди блаженных.
От Святейшего Пророка (с) также имеет множество изречений касательно благословенности месяца Раджаб. В них говорится о величии этого месяца и об особой почитаемости даже в те времена, когда Ислам еще не был установлен на аравийской земле. Так, Святейший Пророк (с) гласит: «Раджаб – это «шахруллахиль-асамм». И потому его прозвали «асамм», что ни один месяц не сравнится с его величием и благородством (во времена джахилиййи величание месяца Раджаб «асамм»ом связано с тем, что он являлся одним из четырех месяцев, во время которых запрещено вести войны). Во времена джахилиййи люди почитали месяц Раджаб, а во времена, когда Ислам излучался божественным светом – его уважение возросло».
Наша благословенная религия дает истинную цену месяцу Раджаб. И в продолжении хадиса Святейший Пророк (с) возглашает: «Знайте же, что раджаб – это месяц Аллаха, шабан – это мой месяц, и Рамазан – это месяц моей уммы».
В продолжение благословенного хадиса говорится также и о том, что пост в месяц раджаб является средством к стяжанию Божьей благосклонности, что этот пост способствует удалению Божьего гнева и затворяет адские врата: «И каждый, кто один день выдержит орудж в месяц Раджаб, удостоится Божьего рая и его орудж погасит Божий гнев и Всевышний Аллах затворит перед ним одно из врат ада».

ЗАТВОРИВ ВРАТА АДА, ДВИГАТЬСЯ ДАЛЬШЕ

Воистину Раджаб является одним из месяцев, который способен обеспечить человеку блаженный удел. Даже всего один день поста в этот месяц помогает человеку стяжать Божьей милости. Если хотя бы на один день человек станет истинным раджабовцем, обретет состояние, достойное пребывания в это благословенный месяц — это может возыметь решающую роль в его судьбе. И блажен тот, кто не только один день, а каждый день мог прожить истинным раджабовцем и с каждым днем продвинуться дальше, один за другим затворяя пред собой адские врата.
В продолжение благословенного хадиса выясняется, что даже самая щедрая трата на пути Аллаха, будь то дарение, милостыня или что-либо еще, не сможет по своей величине превзойти один день поста в месяц Раджаб. Святейший Пророк (с) возвестил: «Если человек израсходует (на пути Аллаха) все золото мира, это не превзойдет одного дня оруджа в месяц Раджаб».
Возможно, это трудно представить. Ведь как может быть, чтобы столь великие подаяния не покрыли благодати всего лишь одного дня поста. Но пост одного дня может возыметь такое сильное и глубокое воздействие на душу человека, что, даже раздав все богатство мира неимущим, человек не сможет добиться этого эффекта. И один день оруджа может заложить основу такого экзистенциального состояния, которое многократно превзойдет все те духовные блага, которые могут принести расходы на пути Аллаха.
У поста, соблюдаемого в месяц Раджаб, есть еще одно благословенное свойство — оно служит причиной принятия молитв. В этом месяце Господь внемлет мольбам молящихся. Ибо как сказал Святейший Пророк (с): «…каждый раз как наступит ночь, молитвы (постящегося) будут приняты: и воздадутся (молящемуся то, о чем он просит) или в этой жизни или накопятся для его вечной жизни». В продолжение благостного хадиса Святейший Пророк (с) последовательно рассказывает о савабах поста, соблюдаемого в течение 2, 3, 4 и т.д. вплоть до 30-ти дней.

МЕСЯЦ ДУХОВНЫХ РЕФОРМ

Да, Всевышний Аллах всегда слышит и принимает все молитвы. Однако, как бывают особые дни, отличающиеся от других по своему значению и статусу, как, к примеру, пятница, так же Всевышний определил и особые времена, уделив внимание которым, человек может достичь такого состояния и таких благ, которые в иное время ему будут недоступны.
В месяц Раджаб милость Аллаха простирается над верующими и, в особенности, над теми из них, кто постится в этот месяц. Взор Аллаха пребывает над теми, кто совершает деяния, предназначенные для совершения в этот месяц. В действительности, месяц Раджаб – это пора подготовки к божественной трапезе Священного месяца Рамазана. И если человек действительно желает вкусить дары из божественной трапезы, что расстилается для верующих в месяц Рамазан, месяцы Раджаб и Шабан предоставляют для этого совершенные возможности.
Как мы уже сказали, месяц Раджаб – это месяц моральной подготовки к божественной трапезе. Даже один день поста в этот месяц становится прекрасным шансом для стяжания Божьей благосклонности. Есть деяния, раскрывающие врата ада, и есть деяния, затворяющие их. Раджаб является одним из тех месяцев, в которые Всемилостивый Аллах предоставляет человеку возможность затворить перед собой ворота преисподней.
Месяц Раджаб – это месяц духовного самоочищения, духовных реформ. Сегодня одной из наиболее актуальных тем в мире являются духовно-нравственные вопросы. В то время как миром правит безнравственность, гнет, духовная нищета, для верующих, для людей, стремящихся обрести высокое духовное состояние, предоставлены прекраснейшие возможности для реализации этого желания. В другое время человек тоже делает попытки исправиться, работает над собой, стремится к духовному росту, однако зачастую ему это удается с великим трудом и только в определенных аспектах. Но существуют периоды, когда человек обретает шанс пройти все этапы самоисправления, духовной реформы и с гораздо большим ускорением.

ДОБРОДЕТЕЛИ МЕСЯЦА РАДЖАБ

Каждый, кто постится, в течение дня пользуется благодатью божественной трапезы. Помимо отказа от еды и воды, человек всеми частями своей плоти воздерживается от искушений: он не ведет пустых разговоров, удерживает свои глаза и уши от запретного. Наступает вечер – время ифтара и приходит время принятия его – раба Божьего, молитв. По разумению Всевышнего молитвы человека или воплотятся в этой жизни или же станут провизией для вечной, и уже там заступятся за него.
В связи с достоинствами месяца Раджаб повествуется хадис от Святейшего Имама Мусеи-Казима (а): «Раджаб – это река в раю, что белее молока и слаще меда. По этой причине каждому, кто хотя бы один день в месяц Раджаб выдержит пост, Всемилостивый Аллах даст испить из той реки».
В другом хадисе от Имама Мусеи-Казима (а) повествуется: «Раджаб – столь великий месяц, что Всевышний Аллах многократно приумножает в нем благие деяния и списывает грехи. И каждый, кто один день выдержит пост (в этот месяц), отдалится от ада на расстояние одного года, и для каждого, кто соблюдет пост в течение 3 дней, рай утвердится обязательным».
Одним из поощряемых деяний в месяц Раджаб является милостыня. В одном из хадисов от Святейшего Имама Али (а) мы узнаем о том, сколь благодатным является совершение этого деяния в месяц Раджаб: «Каждого, кто во имя Аллаха подаст милостыню в месяц Раджаб, Всевышний Аллах возблагодарит и взлелеет так, как дотоле не было ни видано, ни слыхано и ни ведомо какому-либо из человеческих сердец».

ДЕЯНИЯ МЕСЯЦА РАДЖАБ

Есть множество деяний, которые настоятельно рекомендуется совершать в месяц Раджаб. Так, в первую ночь месяца Раджаб (то есть в ночь с месяца джамадиус-сани на раджаб) рекомендуется читать следующую молитву: «Аллахумме барик ляня фи раджябин и шя’бяна ва балликхна шахра-Рамазан» (в молитве от Всевышнего просится ниспослание благодатей трех благословенных месяцев – месяцев Раджаб, Шабан и Рамазан).
· Ночь на первую пятницу месяца Раджаб (то есть в ночь с первого четверга месяца Раджаб на пятницу) называется лейлятуль-рагаиб. Рекомендуется проводить эту ночь в молитвах и служениях.
· В начале, середине и конце месяца Раджаб рекомендуется совершать полное омовение – гусль, ибо это способствует отпущению грехов.
· Рекомендуется во все дни месяца Раджаб держать орудж, это деяние также служит причиной отпущения грехов.
· Настоятельно рекомендуется в месяц Раджаб держать пост хотя бы в течение трех дней. Те, кто не имеют возможности держать орудж, могут вместо этого подать милостыню (в меру своих возможностей). Те, кто не имеют возможности поститься и давать милостыню, могут вместо них произносить различные зикры.
· Очень поощряется посещение благословенных могил Святейших Масумов (а).
· В месяц Раджаб рекомендуется много каяться, молиться о собственном прощении и произносить тахлиль – «Ла илаха илляллах».
· От Святейшего Пророка (с) повествуется: «Каждый, кто 100 раз в месяц Раджаб произнесет: «эстехфируллахэль-лези ля илаха илле хува вехдеху ла шерике леху ва этубу илейх» и увенчает сие деяние милостыней, Всевышний Аллах также увенчает его состояние милостью и прощением. И каждый, кто произнесет (этот зикр) 400 раз, для него напишется саваб 100 шехидов».
· В ночь на 15-е Раджаба (в ночь с 14-го на 15-е) рекомендуется совершить намаз в 12 ракатов с ниййетом риджа’ан, что значит «с надеждой на его принятие».
· Рекомендуемыми деяниями в 15-й день месяца Раджаб является совершение великого омовения — гусль, пост (орудж), паломничество к священной могиле Имама Хусейна (а).
· В месяц Раджаб настоятельно рекомендуется повторять зикр «Эстэхфируллахе ва эс-элухут тауба» («Молю Всевышнего о прощении и прошу Его даровать покаяние»).

Страницы истории, связанные с месяцем Раджаб
· 1-е Раджаба 57 г. от хиджры – день рождения благословенного 5-го имама — Имама Мухаммед Багира (а).
· 3-е Раджаба 254 г. от хиджры – пал шехидом 10-й имам — Имам Хади (а) (Али ан-Наги (а)).
· 8-е Раджаба 20 г. от хиджры – день, когда Ислам пришел на египетскую землю.
· 10-е Раджаба 195-го года от хиджры – день рождения благословенного Имама Мухаммада Таги (а) (мусульмане знают его и как Имама Джавада (а)).
· 12-е Раджаба 36-го года от хиджры – Святейший Имам Али (а) вошел в город Куфа и объявил его столицей арабского халифата.

О, Аллах! Помоги нам облагородить наши мысли и поступки осознанием истинной благости месяца Раджаб!
О, Аллах! Определи нас в ряду раджабовцев! АМИНЬ!

Гаджи Ильгар Ибрагимоглу
философ-теолог,
имам-джамаат мечети «Джума» в Ичеришехер