Одним из обвинений в адрес шиитов является то, что они якобы выполняют всего три ежедневные

совмещение молитвмолитвы, а не пять, как предписывает Ислам. На самом деле это не так. Шииты ежедневно выполняют пять обязательных молитв, и только горстка упрямцев продолжает утверждать обратное.
Многие люди, не имеющие достаточной осведомленности о шиитах, оказавшись под влиянием антишиитской литературы, ошибочно полагают, что последние действительно выполняют всего три молитвы. Другие, зная, что шииты выполняют положенные пять молитв, упрекают их в том, что они совмещают выполнение молитв, то есть полуденную молитву совмещают с послеполуденной, а вечернюю с ночной. По их мнению, делать этого нельзя. Поэтому в данной статье будет вкратце рассмотрена данная тема.


Время выполнения молитв
     В соответствии с джафаритским правовым мазхабом в сутках есть три промежутка времени для выполнения обязательных ежедневных молитв:
1. С рассвета до восхода солнца. В данном промежутке времени необходимо выполнить утреннюю молитву (фаджр).
2. С полудня до захода солнца. Данный промежуток времени является общим временем выполнения полуденной (зухр) и послеполуденной (аср) молитв.
3. С захода солнца до полуночи. Данный промежуток времени является общим временем выполнения вечерней (магриб) и ночной (иша) молитвы.
Аятолла Макарем Ширази пишет в своем сборнике фетв «Разъяснение шариатских положений»: «Время выполнения утренней молитвы (фаджр) начинается после утренней зари (рассвета) и продолжается до восхода солнца. Лучше всего выполнить утреннюю молитву до тех пор, пока вокруг не станет светло».
Там же сказано: «Полуденная (зухр) и послеполуденная (аср) молитвы имеют особое и общее время выполнения. Особым временем называется время, в которое разрешается выполнять только одну из этих молитв. А общим временем называется время, в которое разрешается выполнять обе молитвы.
Особым временем выполнения полуденной молитвы является промежуток времени сразу же после наступления полудня, за который можно выполнить четыре раката молитвы.
Особым временем выполнения послеполуденной молитвы является то время, за которое до захода солнца можно успеть выполнить четыре раката молитвы.
Время между двумя особыми временами выполнения молитв является общим временем выполнения полуденной и послеполуденной молитв».
Там же сказано: «Вечерняя молитва (магриб) и ночная молитва (иша) также имеют особое и общее время выполнения.
Особым временем выполнения вечерней молитвы является промежуток времени сразу же после наступления магриба, за которое можно выполнить три раката молитвы.
Особым временем выполнения ночной молитвы является то время, за которое до наступления полуночи можно успеть выполнить четыре раката молитвы.
Время между двумя особыми временами выполнения молитв является общим временем выполнения вечерней и ночной молитв».

Несколько важных моментов
     Здесь необходимо указать несколько важных моментов. Во-первых, одни шиитские муджтахиды считают, что магриб наступает сразу же после захода солнца. Другие придерживаются мнения, что магриб наступает только после исчезновения красноты на восточной стороне неба, появляющейся после захода солнца.
Во-вторых, дозволенность совмещения молитв не означает того, что молитвы будут выполняться не в свое время. Совмещение молитв значит, что они будут выполняться в дозволенное время, но не в наилучшее. В шиитских сборниках хадисов содержатся указания относительно наилучшего времени выполнения пяти обязательных молитв и, основываясь на этих хадисах, шиитские ученые говорят, что каждую из пяти молитв лучше всего выполнять в наилучшее время их выполнения. В сборнике фетв аятоллы Макарема Ширази по этому поводу сказано:
«Наилучшим временем для выполнения полуденной молитвы (зухр) является промежуток времени от начала шариатского полудня до того момента, когда тень от воткнутой в землю палки достигнет длины самой палки.
Наилучшим временем для выполнения послеполуденной молитвы (аср) является промежуток времени между тем моментом, когда тень от палки будет соответствовать длине палки, и тем моментом, когда тень палки будет в два раза больше самой палки.
Наилучшим временем для выполнения вечерней молитвы (магриб) является промежуток времени от захода солнца до того момента, когда исчезнет краснота на западе, появляющаяся после захода солнца.
Наилучшим временем для выполнения ночной молитвы (иша) является промежуток времени от исчезновения красноты на западе до истечения трети ночи.
Наилучшим временем для выполнения утренней молитвы (фаджр) является промежуток времени от утренней зари до того момента, когда вокруг станет светло».
Но если по каким-либо причинам мусульмане не смогут выполнить свои обязательные молитвы в наилучшее время их выполнения, то они со спокойным сердцем могут сделать в общее время выполнения молитв, и их молитвы будут действительны. Данное предписание исламской религии является облегчением для огромного числа мусульман, которые в своей жизни постоянно сталкиваются с рядом трудностей, мешающим им совершить величайшее богослужение в лучшее время.
В-третьих, в соответствии со сказанным выше можно сделать вывод о том, что каждая из ежедневных обязательных молитв имеет три времени выполнения:
1. Особое время, в которое можно выполнять только данную молитву, и нельзя выполнять другие обязательные молитвы
2. Наилучшее время, в которое лучше всего выполнять данную молитву.
3. Общее время, в которое дозволяется выполнить данную молитву и следующую.
Итак, джафаритский правовой мазхаб дозволяет выполнять послеполуденную молитву сразу же за полуденной, а ночную молитву сразу же за вечерней. Тогда как четыре суннитских мазхаба разрешают своим последователям делать это только на Арафате и Муздалифе во время совершения обрядов хаджа, а также путникам во время их поездки. В остальное время суннитам запрещено совмещать молитвы, и это несмотря на наличие пророческих хадисов, подтверждающих мнение шиитов.

Совмещение молитв в традициях Пророка Ислама
     В авторитетных сборниках обоих исламских направлений собрано большое количество хадисов, указывающих на то, что Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) вместе со своими сподвижниками совмещал выполнение молитв.
1. Бухари, Муслим и Абу Дауд приводят слова ибн Аббаса, сказавшего: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род), будучи в Медине и не будучи путником, выполнял молитвы в восемь и семь ракатов – совмещая полуденную с послеполуденной, а вечернюю с ночной». (Сахих, Бухари, т.1 стр.72; Сахих, Муслим, т.2 стр.152; Сунан, Абу Дауд, т.2 стр.6)
2. Муслим и Тирмизи приводят слова ибн Аббаса, сказавшего: «Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной, будучи в Медине. При этом у него не было каких-либо опасений, и при этом не шел дождь». У ибн Аббаса спросили: «Почему Пророк поступал подобным образом?» Он ответил: «Чтобы его община не испытывала трудностей». (Сахих, Муслим, т.2 стр.151; Сунан, Тирмизи, т.1 стр.354)
3. Ахмад Ханбал передает слова Абдуллы ибн Шакика: «Ибн Аббас сказал: «Я свидетельствую, что Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной». Его слова вызвали во мне сомнения. Я спросил об этом Абу Хурайру и он подтвердил его слова» (Муснад, Ахмад Ханбал, т.1 стр.251).
4. Муттаки Хинди и Абдур-Раззак передают от Абдуллы ибн Умара: «Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, и вечернюю молитву с ночной. При этом он не находился в пути». Некий человек спросил ибн Умара: «Почему Пророк делал это?» Он ответил: «Чтобы его община не испытывала затруднений». (Муснад, Абдур-Раззак, т.2 стр.556; Канз аль-уммаль, Хинди, т.2 стр.242)
     5. Шейх Садук приводит слова Имама Садыка (да будет мир с ним), который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и его род) совмещал выполнение полуденной молитвы с послеполуденной, произнося при этом один азан и две икамы. И он совмещал выполнение вечерней молитвы с ночной, произнося при этом один азан и две икамы. При этом он не был в пути и не имел причины». (Ман ля йахдуруху аль-факих, Садук, т.1 стр.186)
Здесь была приведена лишь малая часть хадисов, в которых идет речь о совмещении молитв. Во всех этих хадисах говорится о дозволенности выполнения послеполуденной молитвы сразу же после полуденной, а ночной молитвы сразу же после вечерней, что подтверждает правоту шиитов в данном вопросе.

Попытки истолкования хадиса
     Некоторыми суннитскими учеными были предприняты попытки дать объяснение вышеприведенным хадисам, в которых говорится о совмещенном выполнении молитв Пророком Ислама. Одни говорили о недостоверности этих хадисов. Другие утверждали, что Посланник Аллаха совмещал молитвы только во время внешней угрозы или погодных катаклизмов. Третьи заявляли, что Посланник Аллаха дожидался конца времени выполнения одной молитвы, выполнял ее, а затем выполнял следующую молитву в самом начале времени ее выполнения.
Шиитские ученые отвечали первым из суннитских ученых, что все этих хадисы имеются в самых авторитетных суннитских сборниках, которые были собраны такими учеными как Бухари, Муслим, Тирмизи и другими. Поэтому утверждать о недостоверности этих хадисов это почти кощунство по суннитским меркам.
Вторым они говорили, что в текстах многих хадисов прямо сказано, что когда Посланник Аллаха совмещал молитвы, он не испытывал каких-либо опасений и при этом не было никаких погодных катаклизмов. Ибн Аббас говорил: «Посланник Аллаха совмещал полуденную молитву с послеполуденной, а вечернюю с ночной, будучи в Медине. При этом у него не было каких-либо опасений, и при этом не шел дождь».
Третьим они отвечали, что Посланник Аллаха дозволил мусульманам совмещать молитвы для того, чтобы они не испытывали затруднений. Об этом также прямо сказано в тексте хадиса. А если выполнять молитвы так, как говорите вы, то есть дожидаться конца времени выполнения одной молитвы, выполнять ее, а затем приступать к выполнению следующей молитвы, то этим мусульмане своими же руками создадут себе еще большие трудности. Уж лучше тогда выполнять молитвы по отдельности, так будет намного легче.