Именем Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!resize_new.php(2)

В общении человека с Всевышним Творцом одно из самых важных мест занимают молитвы и воззвания. Молитва – это некий бальзам на душу человека. Без молитвы сердце человека бывает твердым и черствым, а он сам не бывает добросердечным по отношению к себе и другим. В человеке, не привыкшего молиться, чувствуется дефицит милосердия. Если человек не будет общаться со своим Творцом, строить с Ним отношения, просить у Него, делиться, не стесняясь расчувствоваться, растрогаться перед Ним, то он не сможет достичь совершенства, не сможет развить свою человеческую сущность. 

ИСЛАМСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАЗНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Молитва – это артерия ритуалов. Молитва делает слаще любое обращения человека к Всевышнему. Молитва – это самое действенное средство человека, желающего изменить свою судьбу. Молитва – это ядро Ислама, она исцеляет раны, смывает ржу и копоть с души, делает человека благородным существом.
Наша вера предоставляет нам множество примеров искренних, глубоких воззваний к Всевышнему. И в данном ряду одно из самых значимых мест занимает «Сахифеи-Саджадия» – сборник молитв Святейшего Имама Саджада (а) (4-го Пресвятого имама — Имама Зейналабдина (а)). С точки зрения исторического документа этот сборник занимает особое место среди благословенных исламских текстов. «Сахифеи-Саджадия» имеет очень древний и достоверный источник. Эта молитва немного спустя после гибели Имама Саджада (а) уже была в распоряжении мусульман.
Но прежде в общих чертах расскажем об историческом опыте исламского просвещения.
«Сахифеи-Саджадия» является также шедевром донесения людям Божьего слова в условиях гонений, нападок и невежества. Из истории Ислама нам известно, что в различных условиях просвещение относительно нашей веры осуществлялось различными способами и средствами. Во все времена шла просветительская работа, но сообразно условиям и среде. Так, например, в мекканский период Ислама Святейший Пророк (с) вел просвещение Ислама втайне. Но затем пришло откровение от Господа и Посланник Всевышнего (с) стал открыто призывать людей на праведный путь, открыто распространять среди людей Божье слово. Таким образом, спустя приблизительно 11 лет мекканский период завершился и наш Пророк (с) совершил переселение в Медину.
В течение 12 лет пророчества в Медине Божественный призыв Святейшего Пророка (с) распространяется все шире и быстрее, и вскоре весь Арабский полуостров вступает на божественный путь.
Но после кончины Святейшего Пророка (с) ситуация меняется. Процессы уклоняются от своей прямой. Сперва порождается смута Бани-Сагифа. Указание Пророка (с) относительно божественного предводительства Святейшего Али (а) после него — игнорируется. События начинают протекать в совершенно ином русле. В этих условиях просветительство Ислама осложняется. Становится трудным пропагандировать благословенные повеления Всевышнего. И, тем не менее, процесс просвещения идет, ни на минуту не останавливается. Даже в течение 25 лет, между тем как Святейший Али (а) был объявлен Пророком (с) божественным предводителем после него и тем, когда этот факт исторически реализовался, исламское просвещение шло непрерывно. В любых условиях обстоятельствах люди получали ответы на свои экзистенциальные вопросы.

ОЧЕРЕДНОЙ ЭТАП ИСЛАМСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

В течении 4 лет, которые прошли со дня официального оглашения Амиральмуминина Али (а) имамом-халифом общины до дня его мученической гибели, процесс просвещения шел интенсивно и обретал глобальные масштабы. Начала возрождаться сунна Святейшего Пророка (с), начали реализовываться широкие программы просвещения и обучения. Но алчущие власти и богатства элементы, собравшись вокруг проклятого Муавии, породили несколько внутренних войн. И злостный враг, не смогший победить Имама Али (а) в открытой, честной битве, нанес ему отравленным мечом удар со спины и этим предал мученической смерти Имама уммы (а) — Врата Града Познаний…
После шехидства Имама Али (а) халифом стал Имам Хасан (а). Смуты, козни против Имама Хасана (а), избранного халифом как Богом, так и людьми, разгорелись с новой силой. Дело дошло до того, что Имам Хасан (а) был вынужден думать уже о спасении самой веры, и, дабы пламя смуты не охватило всю умму, он согласился уступить власть проклятому Муавии. Но даже в этих условиях просветительская деятельность продолжалась и при любой возможности на вопросы людей о вере давались ответы.
И во времена Имама Хусейна (а) пропаганда Ислама также продолжалась, но здесь вмешался сын проклятого Муавии — проклятый Езид. После захвата проклятым Езидом власти в халифате, Имам Хусейн (а) начал священное движение во имя сохранения исламской религии. В пустыне Кербела в день Ашура это движение во имя сохранения, распознания, пропаганды Ислама достигло своей кульминационной точки. Разумеется, в вопросе усиления притяжения людей к этой религии движение Имама Хусейна (а) сыграло несравнимую роль.
После событий Ашуры пропаганда Ислама вступила в качественно новый этап. Во времена Имама Саджада (а) эта задача осуществлялось в основном посредством молитв. Можно сказать, что молитва во времена Имама Саджада (а) являлась единственным возможным способом донесения Божьего слова. В молитвах Имама Саджада (а) есть множество концептуальных рекомендаций, которые обладают огромной энергией просвещения относительно того, какими в воззрении Ислама должны быть отношения человека с Творцом, с самим собой, с другими людьми.
Посредством молитв, обращений в текстах молитв, людям открывались истины, преподносились знания относительно Ислама. В данном контексте «Сахифеи-Саджадия» является ценнейшим источником. К сожалению, 70 лет атеизма послужило причиной того, что подобные духовно-религиозные произведения были в определенной степени выведены из нашей культуры. Но милостью Всевышнего и стараниями каждого из нас, мы надеемся, эти молитвы займут в нашей культуре свое достойное место.

СРЕДСТВО, СПОСОБНОЕ ИЗМЕНИТЬ СУДЬБУ

Здесь считаем необходимым, прежде уяснить, что, собственно, есть молитва. Молитва, как можно заключить из благословенных текстов и личного опыта, это живое, искреннее, непосредственное общение человека со своим Творцом. Наш Пророк (с) и наши Имамы (а) посредством молитв постоянно общались со Всевышним и побуждали других людей на это. Мы видим, что в Священном Коране и других исламских текстах есть множество настоятельных призывов к молению. Ибо они гласят, что молитва открывает затворенные двери. О том, что молитва способна отвратить беду.
Обратимся к нескольким благословенным текстам в данной связи.
Так, в 60-м аяте суры «Гафир» Священного Корана повелевается: «И ваш Господь сказал: «Призывайте меня, дабы Я ответил вам…».
Посланник Аллаха (с) также повелевает: «Высшее из служений – это молитва. Когда Всевышний дает рабу Своему разрешение (благословение и удачу) на молитву, Он отворяет перед ним дверь милости. Без сомнения, молитвой никого не настигнет гибель».
В завещании Имама Али (а) Имама Хасану (а) мы читаем: «Знайте, что Тот, кто является владетелем сокровищниц ближнего и вечного миров, дал тебе разрешение призывать Его и гарантию о том, что примет твою молитву. Он повелел тебе призывать Его, дабы Он одарил. Он, добр, милосерден и прощающий. Он не оставил между тобой и Собой ни одной завесы, ни одного препятствия и не побудил тебя искать посредника…. Затем Он отдал в твое распоряжение молитву, которая является ключом к Его сокровищницам и богатствам и прошение (даров) у Него. Таким образом, в любое желаемое время молитвы ты отворишь дверь к Его сокровищницам».
Мы видим, что в благословенном хадисе достаточно обстоятельно раскрывается философия и благородство молитвы человека.
В другом месте от Имама Джафара Садига (а) повествуется: «Молись и не говори, что уже время упущено (то есть, что написано, то и случится). Воистину есть в царстве Всевышнего такой статус и степень, достичь которую невозможно ничем, кроме молитвы».
Обратим внимание, что в благословенном тексте звучат заветы, однозначно предупреждающие фатализм и побуждающие человека изменить свой удел.
В хадисе от Имама Саджада (а) касательно молитвы, говорится: «Молитва оберегает от настигшей и приближающейся беды».
В данной связи от Имама Мусы Казима (а) также повествуется: «Молитесь всегда. Ибо молиться перед Господом и просить у Него – спасет от беды, которая написана на долю и для которой осталось только, чтобы она осуществилась. Таким образом, если помолитесь Господу и попросите у Него, Всевышний однозначно отвратит от вас эту беду».
На это качество молитвы указывается и в хадисе от Святейшего Пророка (с): «Затворите двери бед молитвой».
Как мы видим, молитва является одной из четко обозначенных и фундаментальных тем в Исламе. Когда человек сталкивается с трудностью или же, в целом, желает достичь совершенства, он должен обратиться к Всевышнему с молитвой. И первый этап утверждения на праведном пути – это именно прошение этого у Всевышнего.

КУЛЬТУРА МОЛЕНИЯ В ДОИСЛАМСКИЕ ВРЕМЕНА

Из благословенных аятов Корана мы видим, что в различных общностях, живших даже до Ислама, также присутствовала культура молитв и воззваний. Для примера, упомянем нескольких из них. Так, например, Святейший Пророк Ибрагим (а) славился в истории своими молитвами и общением с Всевышним. Коран гласит, что когда его сын Исмаил со своей матерью Хаджар блуждали по Мекке, бывшей в то время пустыней, усталые, измученные жаждой и голодом, при этих обстоятельствах Пророк Ибрагим (а) поднял руки и обратился к Господу с мольбой: «О, наш Господь! Воистину я поселил некоторых из своих детей (Исмаила вместе с его матерью) вблизи с Твоим почтенным и неприкосновенным Домом, в долине незасеянной, дабы, Господи, они совершали намаз. Посему сделай так, чтобы сердца части из людей потянулась к ним. И даруй им рузи (достаток) разными яствами, быть может, они будут благодарны» (Сура Ибрагим, аят 37).
Как видно, молиться в тяжкие минуты, в различных условиях и особенно, уповая на Всевышнего, с надеждой ожидать положительный результат – было присуще и времени Пророка Ибрагима (а), было присуще и его народу. Об этом свидетельствует сам Священный Коран.
Кроме того мы видим, что и Святейший Пророк Закария (а), также при тягостных обстоятельствах, обращается к Творцу мольбой: «Я боюсь после себя своих двоюродных братьев (того, что они будут плохими наместниками для меня) и моя жена была бесплодна изначально. Потому я прошу у Тебя дитя, которое будет мне наследником, дабы он был наследником для меня и семейства Ягуба. И, Господи, сделай его угодником (с точки зрения духовных добродетелей) (Сура «Марьям», аяты 5-6).
Третий пример – Святейший Пророк Муса (а). Когда со стороны Всевышнего ему пришел указ, идти к Фараону и призвать его к праведному пути, открыть ему истину и осведомить о ней всех: «(Теперь)пойди к Фараону, ибо он преступил границы дозволенного («Таха», 24) – ведь это очень непростая ситуация, очень ответственный момент, мы видим, что и Святейший Муса (а) обращается к молитве и просит у Всевышнего: «…Сказал: «О, мой Господь! Расширь мою грудь (даруй мне много терпения). Облегчи мне мое дело (помоги мне в выполнении мною пророческой миссии). Развяжи узел с моего языка (мешающего мне достичь цели), дабы меня поняли. Назначь мне помощника из моей семьи» («Taха», 25-28).
Мы видим, сколько упования на Всевышнего, сколько искренней мольбы, сколько надежды есть в этой молитве, и она является прекрасным образцом для всех, кто ищет праведного пути.
Таким образом, мы видим, что и у народов, общностей, живших в доисламскую эпоху, присутствовала культура моления и пророки (а) пользовались этим, и в данном смысле оставили нам назидательный пример.

ПРОСИТЬ О НЕВОЗМОЖНОМ

Таким образом, из всего изложенного мы можем заключить, что и в Исламе, и во времена, предшествующие ему, среди общностей и народов была достаточно распространена культура молитвы.
В довершении затронем еще одну тему. Она касается вопроса о том, каковой должна быть сама молитва. В целом и общем, мы видим, что в отношении молитвы возможны два варианта: есть молитвы, которые принимаются, и молитвы, которые не принимаются. Как сделать так, чтобы молитва была принята? Это – вопрос, который занимает всех. И почему некоторые молитвы не принимаются? Это также очень серьезный вопрос. Есть множество объяснений тому, почему молитва не принимается. И в качестве одной из самых основных отметим то, что порой человек просто просит о чем-то невозможном. Человек иногда молиться о таких вещах, реализация которых невозможна. Эти желания неосуществимы по своей сути. То есть в них изначально нарушены причинно-следственные связи. Человек должен воздержаться просить о нереальном, ведь молиться о них – все равно не имеет смысла. Например, человек просит Господа даровать ему вечную жизнь на Земле. Или же просит даровать ему вечную молодость. Все это – нереальные грезы и мечты, в которых уже изначально нарушены причинно-следственные связи. Значит, когда человек молится, он должен серьезно задуматься над тем, насколько осуществима его просьба.
Просить о невозможном приводит к тому, что человек отдаляется от реальной жизни. Он попадает в плен искусственных конструкций, которые создали он и его иллюзии, и не бывает склонен к активной, динамичной жизни.

Молитва – это одно из самых действенных средств, обеспечивающих человеку плодотворную, полезную жизнедеятельность. Но само обретение подобной жизни связано с конкретными шагами человека в конкретных ситуациях. И человек не может сделать так, чтобы, открещиваясь от реальности, живя иллюзиями, он имел реальные амбиции на духовные вершины. Наша благословенная вера ждет от человека активного и по-настоящему прагматичного подхода.
В наших будущих беседах мы разберем другие факторы, способствующие или мешающие принятию молитвы, а также, с дозволения Всевышнего, затронем некоторые моменты из «Сахифеи-Саджадия».
Да утвердит Всемилостивый Аллах всех нас среди тех, кто твердо ступают по Его пути! Аминь!

Гаджи Ильгар Ибрагимоглу,
философ-теолог
имам-джамаат мечети «Джума» в Ичери-шехер