Начинается месяц мухаррам, месяц вечной скорби по повелителю шахидов имаму Хусейну, внуку пророка Мухаммада. Более 1300 лет мусульмане-шииты хранят память о величайшей жертве, принесённой Хусейном на алтарь истинного единобожия и подлинной человечности: стремясь сохранить высокие идеалы веры, благочестия, справедливости и человеческого достоинства, он пожертвовал не только собою, но всеми близкими, дорогими, любимыми людьми. Хусейн вкусил напиток смерти, но, по воле Божьей, этот напиток принёс ему бессмертие. Поэтому каждый год в дни месяца мухаррам по всей земле раздаются рыдания и крики «Йа Хусейн!» (т.е. «О Хусейн!»). Так кричит само человеческое существо, этот крик исходит из глубин души, стремящейся исполнить свой завет перед Всевышним. Карбала (место гибели имама Хусейна) и Ашура (день гибели имама) — это та точка в пространстве и во времени, в которой растворяется всякая временная последовательность и утверждается вечная неизменная одновременность истины. Почему люди, даже не исповедующие Ислам, стремятся плакать по Хусейну? Скорее всего, они чувствуют, что благодаря этим слезам они приобщаются к вечности, которую дарует кровь имама Хусейна и его верных сподвижников. Ниже я предлагаю вниманию читателей текст, который можно охарактеризовать как скромную попытку дать экзистенциальный анализ истории Хусейна. О Хусейн, прими этот текст как жертву за тебя, которую принёс твой скромный униженный раб! О Хусейн, будь заступником за всех оплакивающих тебя и скорбящих по тебе перед Всевышним Господом! О Хусейн, ты — рай, ты — любовь, ты — истинная религия!

ПРИЗЫВ ИМАМА

1300 лет назад на сожжённых солнцем равнинах Месопотамии произошло сражение, которому суждено было войти в историю как величайший в истории акт высвечивания истинной сущности человечности. Что значит быть человеком? Есть ли пределы у человечности? Где начинается и где кончается человек? Для чего существует человек? Все эти вопросы находятся в самом центре человеческого существования, все эти вопросы человечество ставит на протяжении тысячелетия самим фактом своего особого наличия в мире. На эти вопросы суждено было ответить одному человеку, мусульманину по религии, арабу по национальности. Этим человеком был Абу Абдаллах Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб. Он был внуком пророка Мухаммада.

Что значит быть человеком? Человек – это тот, кто осознаёт свою ответственность перед миром и перед человечеством, тот, кто осознаёт себя активным свидетелем бытия. Всё это составляет суть человеческого достоинства, хотя всем этим человеческое достоинство не ограничивается. Хусейн ибн Али не мог молчать и подчиняться, когда к власти в мусульманском государстве пришёл нечестивый и несправедливый правитель, позор для всех мусульман и всех людей. Осознавая свою ответственность как свидетеля перед лицом бытия и человечества, Хусейн поднялся против тирана, отказался приносить ему присягу, сказав: «Для меня смерть лучше бесчестия». В этих словах он выразил подлинное человеческое достоинство, высшее благородство, присущее человеку. Достоинство человека в предельном смысле заключается в готовности человека отказаться от самого себя, от своего уникального существования во имя осуществления своего предназначения, во имя акта чистого свидетельствования, во имя свободы и любви как самых высших состояний, ради достижения которых живёт и умирает человек. Человечность человека – это его готовность отречься от мира со всеми его радостями и удовольствиями, но это не отрицание мира как такового. Легко отказаться от того, что для тебя не является ценностью: если ты не видишь ценности в жизни, то ты легко откажешься от неё. Гораздо сложнее отказаться от того, ценность чего ты осознаёшь и чувствуешь. Свет ясного дня, тепло солнечного луча, прохлада ночи, свежесть дождя, аромат цветка, зелень листвы, свежесть воды, вкус пищи, радость поцелуя, красота лица – всё это принимается как ценность, как то, что сотворено Богом в истине и потому не нуждается в оправдании. И от всего этого, от всех радостей и удовольствий, готов отказаться человек во имя исполнения своего морального долга, понятого как высшая обязанность, стоящая перед ним как перед человеком. Быть человеком – это акт долженствования, а не факт наличия. Потому во имя осуществления своей человечности человек приносит себя в жертву, предпочитая смерть позору.

Хусейн принёс в жертву не только себя. Он принёс в жертву весь свой род, всю свою семью, являвшуюся семьёй пророка Мухаммада. Человек может легко пожертвовать своей жизнью, когда перед ним будет стоять необходимость защитить своё имущество, своих близких, родных, своих детей. Но Хусейн отказался от всего. На его руках умерли два его сына. Он знал, что после его смерти женщины из его семейства, включая его собственных дочерей, окажутся униженными и опозоренными. На глазах Хусейна погибли все те, кто был способен с оружием в руках защищать его, и лишь затем, потеряв всё, что связывало его с миром, он вступил в последний в своей жизни бой. Что чувствовал Хусейн, когда друг за другом погибали его сподвижники, братья и сыновья? Что чувствовал Хусейн, когда он остался один на поле боя перед лицом вражеской армии? Что чувствовал Хусейн, когда в последний раз прощался со своими сёстрами и дочерьми, понимая, что он оставляет их на милость победителю? Что чувствовал Хусейн, глядя в глаза своей дочери, которая не хотела его отпускать и которой было трудно объяснить, почему он должен умереть? Но всё это не помешало Хусейну с мечом в руках выступить против врага и, уже окровавленному, совершить последнюю молитву в своей жизни, умирая с именем Бога на устах. Хусейн лишился всего. Он добровольно принял эту жертву. Кто он – величайший герой или величайший безумец?

История Хусейна и его сподвижников раскрывает истинный смысл человечности на различных уровнях. Не только один Хусейн добровольно принимает смерть, но все, кто идут с ним, делают свой выбор свободно и осознанно. В ночь накануне последней битвы Хусейн снял со всех своих сторонников присягу верности и велел потушить свет факелов, чтобы каждый мог уйти, не снискав позора. «Им нужен только я», – сказал Хусейн. Ушли все, кроме 72 верных сподвижников, смыслом жизни для которых стала чистая любовь к Хусейну, в которой для них выразилась вера в Бога. Выразителем этой любви был брат Хусейна Аббас. Он сказал: «Если мне придётся семьдесят раз умереть и воскреснуть, я каждый раз выберу тебя». Кто они, эти люди, – герои или безумцы?

В истории Хусейна суть человечности раскрывается на примерах людей разного пола, возраста, социального статуса и религиозной принадлежности. Мы видим взрослых мужчин (Хусейн, Аббас, сподвижники Хусейна), видим юношу Али Акбара (сын Хусейна), подростка Касима (племянник Хусейна), младенца Али Асгара (сын Хусейна). Также мы видим взрослых женщин (Зейнаб и Умм Кульсум, сёстры Хусейна, Рабаб, жена Хусейна), девушку Фатиму Кубра (дочь Хусейна, по преданию вышедшая замуж накануне решающей битвы за Касима для того, чтобы спустя несколько часов навсегда стать вдовой), девочку Сакину (дочь Хусейна, её другие имена – Рукайя, Фатима Сугра). За Хусейна погибают как представители благородных арабских семей, так и рабы. Среди сторонников Хусейна мы видим немусульман: христиан и индусов. Они поддерживают Хусейна, потому что видят, что истина – с ним. Наконец, мы видим врага Хусейна, который за несколько часов до собственной смерти примкнул к лагерю обречённых. Такова история Хурра, командующего вражеской армией, преследовавшего Хусейна, лишившего Хусейна, его соратников и родных, включая маленьких детей, доступа к воде. Осознав то, что он сделал, Хурр оставил собственную армию и перешёл на сторону противника, прекрасно зная, что его ждёт смерть, но смерть вместе с Хусейном. Он ожидал только одного: прощения. Но получил он не только прощение. Хурр умер на руках Хусейна, который сказал ему: «Твоя мать совершила правильный выбор, когда дала тебе имя «Хурр» (т.е. «свободный»)». Все эти примеры – свидетельство того подлинного универсального гуманизма, которым обладает послание Хусейна.

Продолжение следует…