О неискаженном смысле понятия «Шиизм»

                                             О неискаженном смысле понятия «Шиизм»
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Всемилосердного!
По милости Всевышнего Творца все больше мусульман проявляют интерес к наследию пречистых Имамов (а) — преемников Пророка (с) — в толковании религии Ислама. 

Все больше братьев и сестер готовы примкнуть к тем, следование которым предписано в Священном Коране (33:33) и благородных хадисах, где говорится, что семейство Пророка (С) есть спасительный ковчег, садящийся на который не потонет в пучине мирской суеты. Однако, зачастую от того, чтобы сделать последний решительный шаг и открыто провозгласить себя приверженцами Непорочных Имамов (А), их удерживает страх перед потоком лжи, который обрушивают на шиитов их недруги и завистники.

Как часто в мечетях разных городов мира мне приходилось слышать от мусульман сакраментальную фразу: «Если бы следование Семейству Пророка (А) и было шиизмом, то тогда считайте меня шиитом». И когда в удивлении я задавал им встречный вопрос: а что же по-вашему есть шиизм, если не следование Семейству Пророка (А), на меня обрушивался шквал слухов и сплетен, от которых сердце каждого здравомыслящего мусульманина обливается кровью.

В частности, недавно в одной из пражских мечетей, где с местными мусульманами у меня установились прочные братские отношения, один из них так прямо и заявил мне: «Брат, я вас считаю братом именно потому, что на самом деле вы — не шиит. Вы — мусульманин и верите практически также, как верим и мы, тогда как шииты на самом деле верят в совершенно противоположное, — если, конечно, вы и сами не скрываете от нас своих убеждений». «Какие же убеждения шиитов, по вашему мнению, я могу от вас скрывать?», спросил я, недоумевая. В ответ, естественно, я услышал стандартный набор цитат из ваххабитской пропаганды, самым известным образчиком которой служит брошюра «Аль-хутут-уль-арида», прочитанная мною когда-то еще во время жизни в Кувейте.

Так и принял твердое решение по мере своих сил участвовать в разоблачении той клеветы, которую обрушивают на шиитов их недруги. Нет нужды перечислять здесь все пункты их необоснованных лживых обвинений, достаточно упомянуть о главных: шииты — это секта, обожествляющая имамов (сохрани Господь нас от такого, мы поклоняемся одному Всевышнему Аллаху!) и шииты — это тайная иудейская община среди мусульман, основанная иудеем Абдуллахом ибн Сабой. Если будет на то воля Аллаха, на страницах следующих статей мы займемся разоблачением мифа, созданного вокруг личности Абдуллаха ибн Сабы. Сейчас же я хотел бы обратить внимание уважаемых читателей на труд устаза Асада Хайдара «Имам Джафар Ас-Садик (А) и четыре мазхаба», в частности, на главу, в которой автор разоблачает миф об обожествлении шиитами непорочных имамов (А).

Но прежде хотелось бы отметить, что секты, обожествляющие имамов (А), действительно существовали еще с раннего Средневековья, будучи упомянуты еще Наубахти в его «Фирак-уш-шиа» («Шиитские секты»), причем некоторые из них сохранились вплоть до наших дней и даже пришли к власти, например, в Сирии, где правящий клан принадлежит к секте алавитов.

Мы не настолько самонадеянны, чтобы закрывать глаза на подобные явления, однако, хотим лишь подчеркнуть, что все это не имеет никакого отношения к истинному пониманию смысла шиизма, о чем говорят нам выдающиеся ученые, в частности, Асад Хайдар со ссылкой на слова высших шиитских авторитетов в науках истории и теологии. Итак, предоставим ему слово (небольшой отрывок я для этой цели перевел с арабского). Как же все начиналось?

Уважаемый устаз говорит: «На этом месте стоит прояснить еще одну деталь: все те контраргументы, которые сами политики пытались укоренить в сознании людей, опираясь на продажных людей, продавших свою душу за малую цену, не имеют ничего общего с действительностью, и со стороны людей, обуянных стремлением к унижению шиитов и обесчещиванию Ахли-Бейт (А), мы не найдем ни единого логического доказательства, способного хоть как-то загладить их ложь и клевету. Они — воины тьмы, далекие от истины, и религия не имеет ничего общего с их словами.

Они приписывали шиитам многие вещи, которые нам здесь не перечислить, включая приписывание им обожествления имамов, что представляет собой верх глупости и сумасшествия, а умеренность в высказываниях лучше крайности, и умеренный в высказываниях изрекает их на основе умеренности в мыслях.

Откуда они взяли такие факты о шиитах и какими доказательствами их обосновывают? Ненависть к шиитам и стремление опорочить Ахли-Бейт (А) заставляет их причислять секты чрезмерствующих (гулат) к истинным шиитам, и они пытались привязать их вероубеждения к вероубеждениям шиитов, несмотря на очевидную разницу и невозможность этой связки, если только не погрешить против истины в нападках на Ахли-Бейт (А), состоящих в причислении гулатов к их последователям. На этом этапе на стоит остановиться на позиции самих имамов по этому вопросу, как они отрекались от подобных убеждений и как относились шииты к подобным сектам.

 

Гулат (доходящие до крайностей)

Позиция Ахли-Бейт (А) в отношении гулат

Самое страшное бедствие шиитов — это нападки на них со стороны крайних сект (гулат) и их присовокупление к шиитам. Правители и их стражи порядка стояли за деятельностью этих заблудших сект, оказывая им политическую поддержку, благодаря чему им открывались пути достижения собственных целей по подрыву шиизма и опорочиванию чести Ахли-Бейт (А). Они были не в состоянии опровергнуть их доктрины или упрекнуть их в чем-либо, поэтому ситуация очевидна. К мазхабу Ахли-Бейт (А) не подступает ложь ни спереди, ни сзади, и его учение — это ось, вокруг которой вращается исламский порядок, поэтому введение гулат в шиитские ряды было политической операцией, с одной стороны, и фактором подрыва Ислама изнутри, с другой стороны. Введение гулат в ряды мусульман являло собой мощную поддержку их политическим принципам в то время, когда они были не в состоянии расправиться с Исламом иначе, как через изобретение крайностей в отношении некоторых исламских доктрин, отчаявшись победить Ислам силой, в сражении лицом к лицу, когда Ислам победно шагал по земле, исповедуя принцип: победа или смерть. И покорялись ему народы, и склонялись перед ним в почтении их вельможи, и были захвачены пленные, и взята с них джизья, и оказались они униженными.

Ахли-Бейт (А) же принялись исцелять эту опасную болезнь, будучи осведомлены о факторах, побудивших этих неверных затесаться в ряды шиитов. Им изначально были ясны их раскольнические планы, поэтому с самого начала Ахли-Бейт (А) открыто перед народом провозглашали свою непричастность к гулат и открыто проклинали их, повелев своим шиитам также отрекаться от них и сторониться их, и шииты приняли эти благородные постановления к исполнению, отрекшись от них, и их книги полны свидетельствами отречения от них, и они также издали фетвы, запрещающие водить с ними дружбу, и сошлись на единодушном мнении в отношении их нечистоты и недозволенности ритуального омовения и похорон их умерших, а также запрещения давать им закат. Гулат было запрещено жениться на мусульманках, и мусульманину не дозволялось жениться на женщине из гулат, и им не надлежала доля в наследстве мусульман, и мусульмане не получали доли в их наследстве.

Имам Ас-Садик (А) проклинал Мугиру бин Саида, объявляя его лжецом и неверным. Также он проклял Абу-ль-Хаттаба и его сотоварищей, а также всех, кто проповедовал еретические доктрины, и эта проповедь имама Ас-Садика (А) положила конец убийственной пропаганде, так что от этих сект в истории не осталось ничего, кроме названия, и вскоре они прекратили свое существование.

Он (А) сказал Аль-Маразиму: скажи гулат, чтобы они покаялись перед Аллахом, ведь они — лицемеры, неверные, многобожники. И еще он (А) сказал: 

Если придешь в Куфу, то пойди к Бишару Аш-Шаири и скажи ему: так говорит Джафар бин Мухаммад: ты — неверный и лицемер, и я отрекаюсь от тебя.

Аль-Маразим рассказывал: когда я пришел в Куфу, то сказал ему: так говорит Джафар бин Мухаммад: ты — неверный, лицемер и многобожник, и я отрекаюсь от тебя. Бишар на это ответил: но ведь мой господин помянул меня! Он сказал: да, он помянул тебя в таких словах. Он ответил: да воздаст тебе Аллах добром за это!

И когда Бишар Аш-Шаири явился к Абу Абдуллаху Ас-Садику (А), то он (А) сказал ему:

Уйди от меня, да проклянет тебя Аллах, Аллах никогда не сведет меня и тебя под одной крышей! 

И когда тот ушел, он (А) сказал: 

Горе ему, никого еще Аллах не унижал так, как этого еретика, поистине, он — шайтан, сын шайтана, явившийся, чтобы сбивать с пути моих шиитов и моих сподвижников, поэтому стерегитесь его, и я свидетельствую перед Господом (Невидимым Свидетелем), что я — раб Аллаха, сын Его общины, порожденный во чреве, и я умру, и снова воскресну, и буду спрошен о своих делах.1

Также имам Аль-Хасан Аль-Аскари (А) написал послание от своего имени одному из своих воспитанников: 

«Я отрекаюсь во имя Аллаха от Ибн Нусайра Аль-Фахри и Ибн Бабеха Аль-Куми, и я предупреждаю тебя и всех твоих подопечных, и сообщаю тебе, что я призываю на них обоих проклятие Аллаха. Ибн Баба считает, что я ниспослал его пророком, и что он — Баб (врата), — горе ему, да проклянет его Аллах, над ним посмеялся шайтан и сбил его с пути, и да проклянет Аллах всякого, кто принимает его точку зрения, о, Мухаммад, если можешь снести ему голову, то сделай это».2

И также Абу Абдуллах Ас-Садик (А) однажды сказал своим сподвижникам: 

«Да проклянет Аллах Мугиру бин Саида, да проклянет Аллах иудейство, к которому он обратился для изучения поэзии, фокусов и плутовства! Поистине, Мугира оболгал моего отца, и целая община последовала за его ложью! Пускай Аллах даст им попробовать жар раскаленного железа! Аллах свидетель, мы — не более, чем рабы, которых создал Аллах и избрал нас, так что мы не можем принести ни убыток, ни пользу, иначе как по Его воле. Если Он смилуется над нами, то по Своей Милости, а если подвергнет нас мучениям — то за наши собственные проступки, и да проклянет Аллах того, кто говорит о нас то, что мы сами о себе не говорим! И да проклянет Аллах того, кто не считает нас рабами Аллаха, Создавшего нас, и к Нему — наше возвращение, и в Его руке — наши волосы на голове».

И также он (А) сказал: 

«Поистине, Абу Мансур был Иблисом: да проклянет Аллах Абу Мансура! — и он повторил это трижды».

И также он (А) сказал: 

«Поистине, мы, Ахли-Бейт, — правдивые, и нас не унричтожит ложь лжеца, клевещущего на нас перед людьми, желая, чтобы наша праведность померкла через его измышления о нас. Затем он (А) помянул Мугиру, Базига, Ас-Сирри, Абу-ль-Хаттаба, Муаммара, Бишара Аш-Шаири, Хамзу Аль-Йазди и Саида Аль-Хинди, и сказал: да проклянет их Аллах всех вместе и избавит от лжи всяких клеветников!».3

Сообщают со слов Хамдавайха, который сказал: я сидел в присутствии Абу Абдуллаха, и у него находился Майсира. Майсира сказал ему: да стану я жертвой за тебя, удивительно наблюдать, что люди приходят в это место, а потом от них нет ни преданий, ни каких иных следов. Он (А) спросил: кто они? Я ответил: Абу-ль-Хаттаб и его товарищи. Он (А), когда в это время сидел, поднял взор к небесам и сказал: 

«На Абу-ль-Хаттабе — проклятие Аллаха, и Его ангелов, и всех людей, и свидетельствую перед Аллахом, что он — неверный, лицемер, многобожник, и будет воскрешен вместе с фараоном для самых страшных мучений».

И когда при нем (А) помянули Абу-ль-Хаттаба и его товарищей-гулат, он (А) сказал: 

«Не сидите вместе с ними, не ешьте и не пейте вместе с ними, и не здоровайтесь с ними за руку, и не завещайте им своего наследства».4

Также он (А) сказал: 

«Среди гулат — такие лжецы, что сам шайтан позавидует».

И еще он (А) сказал: 

«Эта община думает, что я — их имам, но я им не имам, да проклянет их Аллах! Я говорю так, а они говорят эдак, — поистине, я — имам для тех, кто повинуется мне, а кто утверждает, что мы — пророки, на том — проклятие Аллаха, и кто сомневается в этом, на том — проклятие Аллаха».5

Вот лишь некоторые факты относительно гулат, которые пытались сражаться с семейством Мухаммада (С), затесавшись в ряды шиитов, дабы опорочить честь их первоисточника, внешне показывая им свою преданность, дабы потом объявить всему миру, что шииты верят в обожествление имамов, и их враждебность к мусульманам можно исцелить, лишь пролив их кровь и отобрав их имущество, — и свидетельством скольких таких тяжких трагедий стала история! Желающим изучить шиитскую позицию в отношении гулат следует обратиться к книгам «Рауд-уль-джинан» Второго Шахида, умершего в 996 г.х.6, «Нахдж-уль-макаль» Мирзы Мухаммада Аль-Истарабади, умершего в 1026 г.х.7, «Аль-интисар» Сейида Муртады, умершего в 436 г.х.8, «Ат-тахзиб» шейха Туси, умершего в 460 г.х.9, «Ас-сараир» Ибн Идриса, умершего в 598 г.х.10, «Аль-мунтаха»11, «Нихайат-уль-ахкам»12, «Ат-тазкира»13, «Аль-каваид»14, и «Ат-табсира»15 аллямы Аль-Хилли, умершего в 726 г.х., «Аль-бихар» шейха Аль-Маджлиси, умершего в 1111 г.х.16, «Ад-дурус» Первого Шахида, умершего в 786 г.х.17, «Джами-уль-макасид» шейха Али Аль-Кирки, умершего в 940 г.х.18, «Аш-шараи»19, «Аль-мутабар»20 и «Аль-мухтасар-ун-нафи»21 исследователя Абу-ль-Касима Аль-Хилли, умершего в 676 г.х., и «Аль-джавахир»22 шейха Мухаммада Хасана, умершего в 1266 г.х., а также ко многим другим книгам по фикху, сообщающим в своих текстах о единодушном мнении в отношении неверия гулат и их ритуальной нечистоты (наджаса), их непричастности к истинной религии и шиитам.

Также книги риджаль полны их порицаний и отречений от них и их верований, а также — единодушных и однозначных проклятий в их адрес.

Мы надеемся, что грядущие поколения не станут полагаться на лживые измышление, а будут искать правды, донести послание которой будет их обязанностью в свете полученых знаний, и поддерживать сторону которой от них будет требовать Истина. Ведь уже сброшена с глаз пелена тех предрассудков, что мешали разглядеть истинное положение дел, представляя его в обратном, отраженном порядке, словно преломленными через объектив фотоаппарата. Но теперь настало время для авторов отказаться от этой пагубной практики и изменить свой язык, говоря о шиитах, не обращаясь к событиям тех печальных эпох, когда в отношении Ислама были совершены непростительные преступления, и людские сердца оказались наполненными ненавистью и злобой, в которых они приписывали основание шиизма иудею Абдуллаху бин Сабе, тем самым оскорбляя сподвижников Мухаммада (С), известных своей принадлежностью к шиитам Али (А), число которых идет на сотни, и также других, кто скрывал свои убеждения в силу сложившихся обстоятельств. При этом, лингвисты и комментаторы единодушны во мнении, что слово «шиизм» означает осознанную приверженность Али (А).»

Итак, уважаемый читатель, надеюсь, эти строки помогли Вам хоть в какой-то мере избавиться от сомнений по поводу истинного характера шиизма, и да пребудут с Вами мир, милость и благословение Всевышнего Аллаха. Амин.

Тарас Черниенко,

Прага — Санкт-Петербург,

Июнь 2011 г.

1Танких-уль-макаль, т.1, стр. 170/1294

2Риджаль Аль-Каши, стр. 520/999

3Там же, стр. 305/549

4Риджаль Аль-Каши, стр. 297/525

5Шииты в истории Мухаммада Хуснейна Аз-Зини, стр. 178, цитата из «Минхадж-уль-микал»

6Риджаль Аль-Каши, стр. 301/539

7Нахдж-уль-макаль, стр. 323 — 327

8Аль-интисар, стр. 88

9Ат-тахзиб, т.1, стр. 223

10Ас-сараир, т.1, стр. 356

11Аль-мунтаха, т.3, стр. 224

12Нихайат-уль-ахкам, т.1, стр. 274

13Ат-тазкира, т.1, стр 68

14Аль-каваид, т.1, стр. 191

15Ат-табсира, стр. 35

16Бихар-уль-анвар, т.80, стр. 44

17Ад-дурус, т.1, стр. 124

18Джами-уль-макасид, т.1, стр. 164

19Аш-шараи, т.1, стр. 45

20Аль-мутабар, т.1, стр. 95-96

21Аль-мухтасар-ун-нафи: 22

22Аль-джавахир, т.6, стр. 81