imam ZamanДвенадцатого безгрешного имама из пророческого рода зовут так же, как Пророка Мухаммада (с), что в переводе с арабского значит «восхваляемый». Следует отметить, что в ряде хадисов от имамов содержится запрет на упоминание его имени. Двенадцатого имама называют по-разному. Он Махди (наставленный), ожидаемый (мунтазар), повелитель времён (сахиб аз-заман) и… Имам Махди появился на свет в 255-ом году по лунной хиджре в иракском городе Самарра. Его отец – одиннадцатый безгрешный имам из пророческого рода Имам Хасан Аскари (а). Его мать – благочестивая женщина по имени Наргис. История рождения двенадцатого имама описана не только в шиитской литературе, но и в трудах пользующихся авторитетом суннитских ученых. После того, как Имам Махди появился на свет, Имам Хасан Аскари собрал своих родственников и ближайших последователей, и известил их о рождении двенадцатого имама. Передает Мухаммад ибн Али ибн Хамза: «Имам Хасан Аскари сказал: «Довод Аллаха к людям, ваш имам и мой наместник родился пятнадцатого шабана 255-ого года во время рассвета».[1]

Рождение имама Махди (а)

О чудесном рождении двенадцатого имама рассказывала Хакима Хатун – тетя Имама Хасанаemam - Mahdi Аскари: «Имам Хасан Аскари послал за мной человека, чтобы в ночь на пятнадцатое шабана я пришла в его дом, ибо по его словам в этот вечер Аллах явит на свет двенадцатого имама? Придя к нему в дом, я спросила: «Кто родит ребенка?» Имам ответил: «Его родит Наргис». Я спросила удивленно: «Но ведь у Наргис нет никаких признаков беременности». Имам ответил: «Все будет так, как я сказал. Наргис сегодня родит ребенка».

Я села, в это время в комнату вошла Наргис. Она подошла ко мне и сняла обувь с моих ног, сказав: «Моя госпожа, как твои дела?» Я ответила ей: «Это ты моя госпожа и госпожа нашего семейства». Она удивилась моим словам и спросила: «Отчего ты говоришь так?» Я ответила: «Сегодня ночью Всевышний Аллах дарует тебе ребенка, который станет предводителем обитателей обоих миров». Наргис смутилась от моих слов.

Затем я поужинала, совершила ночную обязательную молитву и легла спать. После полуночи я встала для совершения желательной молитвы. Окончив ее, я вновь уснула. Проснувшись, я заметила Наргис за выполнением молитвы. Я вышла из дома, чтобы посмотреть, не настает ли рассвет. Увидев, что рассвет скоро настанет, я вернулась в комнату и увидела, что Наргис уснула. Внезапно в моей голове возник вопрос: «Почему не родился довод Аллаха?» В это время из соседней комнаты раздался голос Имама Хасана Аскари: «Тетя, не спеши. Обещанное время скоро настанет».

Я села на пол и раскрыла перед собой Коран. Когда я читала Коран, неожиданно проснулась Наргис, которая была в необычном состоянии. Как можно быстрее я подошла к ней и спросила: «Ты чувствуешь что-нибудь?» Она ответила: «Да». Я велела ей: «Повторяй имя Аллаха. Эта та самая весть, о которой я говорила тебе в начале ночи. Не волнуйся и не переживай. Пусть твое сердце будет спокойным». Вдруг между мной и Наргис возникла занавесь из света, и я почувствовала, что родился младенец. Я увидела его. Он находился в положении земного поклона. В это время раздался голос Имама Хасана Аскари: «Тетя, принеси ко мне моего сына». Я завернула ребенка и принесла его к имаму. Он взял его в руки, обнял, погладил его руки, голову, глаза. Затем он произнес азан в его правое ухо и икаму в левое. Имам Хасан Аскари велел ребенку: «Сынок, говори!» И тут младенец раскрыл губы и засвидетельствовал единство Аллаха и пророческую миссию Посланника Аллаха. Потом он ниспослал благословение Имаму Али и в порядке очереди остальным имамам, включая и своего отца.

Имам Хасан Аскари обратился ко мне: «Тетя, отнеси ребенка к его матери, чтобы он поприветствовал ее, а затем принеси его обратно ко мне». Я отнесла новорожденного к Наргис и он поприветствовал свою мать. Потом я вновь отнесла его к отцу. Имам Хасан Аскари велел мне прийти через семь дней. Я пришла на седьмой день. Имам попросил принести к нему сына. Так же, как и в первый день, младенец произнес два свидетельства веры и ниспослал благословение на имамов. Затем он прочел аят [2]: «Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их имамами и наследниками».

После этого я пришла в дом Имама Хасана Аскари еще раз. Вошла в комнату к ребенку, отодвинула занавесь, но не увидела его. Я спросила удивленно Имама Аскари: «Да буду я жертвой за тебя! Что случилось с Имамом Махди?» Он успокоил меня: «Тетя! Имам Махди подобен Пророку Мусе. Он будет расти и воспитываться втайне». [3]

Четыре периода жизни имама

Жизнь Имама Махди можно разделить на четыре основных периода:

1. Период, охватывающий его жизнь с рождения до малого сокрытия.

2. Эпоха малого сокрытия.

3. Эпоха большого сокрытия.

4. Период его возвращения.

Период, охватывающий его жизнь с рождения до малого сокрытия

Первый период благословенной жизни двенадцатого имама начался в 255-ом году по лунной хиджре и продолжался до 260-ого года, то есть до трагической смерти его отца Имама Хасана Аскари. Таким образом, первый период его жизни продолжался пять лет, в течение которых Имам Махди рос и воспитывался в школе одиннадцатого имама. В этот период Имаму Хасану Аскари необходимо было представить своим верным последователям их следующего имама, ведь шииты знали, что он будет последним имамом, тем самым, кто спасет мир от оков зла и тирании, и наполнит землю справедливостью. Поэтому одиннадцатый имам познакомил своих ближайших последователей со своим сыном и оставил шиитам многочисленные наставления о руководстве скрытого имама, дабы после его смерти люди не погрузились в разногласия и распри.

Передают Муавия ибн Хаким, Мухаммад ибн Айуб и Мухаммад ибн Усман ибн Саид Амри: «Мы в количестве сорока человек собрались в доме Имама Хасана Аскари, который показал нам своего сына Махди и сказал: «Этот ваш имам и мой наместник». [4]

Передают Али ибн Билал, Ахмад ибн Халал, Мухаммад ибн Муавия ибн Хаким и Хасан ибн Айуб: «Мы группа шиитов собрались в доме Имама Хасана Аскари и задали ему вопрос о его наместнике. Через некоторое время он показал нам ребенка и сказал: «Он будет вашим имамом после меня». [5]

Можно сказать, что важнейшими событиями этого периода жизни имама было его представление ближайшим шиитам и родственникам ахль аль-бейт, а также весть о начале малого сокрытия и его причинах.

Эпоха малого сокрытия

Второй период жизни Имама Махди начался в 260-ом году по лунной хиджре после смерти имам Заманодиннадцатого имама. В этот год двенадцатый имам, несмотря на свой малый возраст, стал руководителем мусульманской общины. Посредством совершения чудесных деяний и ряда других действий он подтвердил свою связь с миром сокровенного и засвидетельствовал шиитам свое несомненное право на имамат. Этот период его жизни получил название эпоха малого сокрытия, и продолжался до 329-ого года. Он ознаменовался подготовкой шиитов к скорому большому сокрытию. В эпоху малого сокрытия Имам Махди назначил своими особыми представителями четверых самых справедливых и богобоязненных мусульман того времени. Посредством них он поддерживал связь со своими последователями, через них он отвечал на их вопросы и разрешал их трудности. Представительство самых богобоязненных и справедливых шиитов было не ново. Основы такого представительства были заложены еще во время Имама Садыка (а), который таким способом начал подготавливать почву для будущего сокрытия последнего безгрешного имама.

Четырьмя особыми представителями имама в эпоху малого сокрытия были:

1. Абу Умар Усман ибн Саид Амри.

2. Абу Джафар Мухаммад ибн Усман ибн Саид Амри.

3. Абу Касим Хусейн ибн Рух Нубахти.

4. Абу Хасан Али ибн Мухаммад Самури.

В эпоху малого сокрытия прервалась прямая связь между мусульманами и Имамом Махди. В первый и второй периоды его жизни мусульман подготавливали к эпохе большого сокрытия. Подготавливали их непосредственно сам Имам Хасан Аскари (в первый период) и Имам Махди через своих представителей (во второй период). Свое последнее письмо двенадцатый имам написал в 329-ом году по лунной хиджре и через Али ибн Мухаммада (четвертого представителя) объявил шиитам о начале эпохи большого сокрытия, об окончания которого знает только Всевышний Аллах. В этот период особых представителей имама не будет и мусульмане должны ждать его возвращения.

Эпоха большого сокрытия

Имам МахдиТретий период жизни двенадцатого имама является эпохой большого сокрытия, и мы с вами живем именно в эту эпоху. Она началась в 329-ом году по лунной хиджре после смерти Али ибн Мухаммада Самури и продлится до того дня, когда имам объявится и начнет построение всемирного справедливого строя. Посланник Аллаха говорил об этом периоде жизни двенадцатого имама: «Махди из моего потомства. Он будет пребывать в сокрытии, по окончании которого выйдет и наполнит землю справедливостью подобно тому, как прежде она была наполнена гнетом». [6]

Эпоха большого сокрытия – это эпоха иджтихада ученых и факихов, которые помогают исламской общине двигаться по истинному пути. Это эпоха духовной связи благочестивых шиитов со своим скрытым предводителем. В этот период Имам Махди продолжает духовно наставлять своих последователей и разрешать их трудности. Он спешит к ним на помощь в судьбоносные моменты и во время возникновения религиозных вопросов, которые они не способны разрешить самостоятельно. Редко встретится благочестивый и богобоязненный мусульманин, искренне ждущий возвращения скрытого имама, который не ощущал бы на себе помощи имама. В эпоху большого сокрытия у имама нет особых представителей как в предыдущую эпоху. Но его общими представителями в это время выступают шиитские факихи и ученые. Основательно изучив богатое наследие, оставленное Посланником Аллаха и безгрешными имамами, они разъясняют людям их религиозные обязанности и пути верного исполнения этих обязанностей.

Период его возвращения

Четвертый период жизни Имама Махди начнется его возвращением после окончания эпохиimam Mahdi большого сокрытия. Точная дата этого события никому неизвестна, о ней знает лишь Аллах. В многочисленных исламских хадисах сказано, что возвращению имама и началу четвертого периода его благословенной жизни будут предшествовать забвение религии и морали, распространение по всей земле нечестия и несправедливости. Выходом из этого бедственного положения, в которое погрузится весь мир, будет только всемирное движение божественного руководителя, на возвращение которого будут надеяться мусульмане. Аллах исправит бедственное положение мира, облегчит жизнь благочестивых, пребывающих в страданиях и мучениях.

Об этом периоде идет речь в 5-ом аяте суры «Рассказ»: «Мы пожелали оказать милость тем, кто был унижен на земле, сделать их предводителями и наследниками». Аллах непременно установит истину на всей земле, как того желают все подлинные верующие. И сделает он это посредством последнего имама из пророческого рода. Он даст повеление Имаму Махди, который освободит человечество от зла и несправедливости, воплотит в жизнь совершенные законы исламской религии. Тогда человечество познает подлинное благо небесных законов, угнетенные вздохнут с облегчением. Прекратятся войны и насилие, исчезнут все искусственные различия между людьми, канет в воду превосходство по расовому, национальному и социальному положению. Критерием превосходства станут лишь благочестие и набожность. Тогда все люди на земле осознают истинность исламской религии.

В 33-ем аяте суры «Покаяние» сказано: «Он – Тот, Кто отправил Своего Посланника с верным руководством и истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями». Исламская религия, проповедуемая Посланником Аллаха, является самым совершенным и полным небесным учением, отвечающим всем потребностям человечества. Однако многие люди не признают этого. Имам Махди, установив на земле исламские законы, на практике докажет превосходство ислама.

Следующие аяты также указывают на эпоху возвращения Имама Махди, после чего истина восторжествует и праведники возликуют. В 55-ом аяте суры «Свет» говорится: «Аллах обещал тем из вас, которые уверовали и совершали праведные деяния, что Он непременно сделает их наместниками на земле, подобно тому, как Он сделал наместниками тех, кто был до них. Он непременно одарит их возможностью исповедовать их религию, которую Он одобрил для них, и сменит их страх на безопасность».

В 105-ом аяте суры «Пророки» сказано: «Мы уже записали в Писаниях после того, как это было записано в Напоминании, что землю унаследуют Мои праведные рабы».

В ряде хадисов говорится, что после приблизительно двадцати лет правления, в конце концов, двенадцатый имам, так же, как и все его безгрешные предки, примет мученическую смерть от рук смутьянов и интриганов.

Автор:  Аятолла Макарем Ширази

 

  • 1. Мунтахаб аль-асар, стр.397
  • 2. 5 аят суры «Рассказ»
  • 3. Йанаби аль-мавадда, Кундузи Ханафи, стр.499
  • 4. Бихар аль-анвар, т.52, стр.26
  • 5. Исбат аль-худат, т.6, стр.311
  • 6. Путь предводителей, стр.697