muharram

1 Мухаррам — Исламский календарь (мусульманский календарь)

События дня

1. Вознесение Пророка Идриса на небеса.

В этот день Всевышним Аллахом был вознесен на небеса Пророк Идрис (да будет мир с ним). Он был ниспослан с пророческой миссией после смерти Пророка Адама (да будет мир с ним). В соответствии с исламскими хадисами пророческая миссия Идриса продолжалась двести лет. Сказано, что он был первым человеком, который носил одежду, сшитую иглой и нитками, а также первым человеком, который писал пером. Также сказано, что он основал множество поселений, которые впоследствии превратились в крупные города.

 

2. Ответ на молитву Пророка Закарии.

В исламской литературе сказано, что в этот день Всевышний Аллах дал ответ на мольбу Пророка Закарии (да будет мир с ним), который просил Его даровать ему благочестивое и праведное потомство. Закария был одним из пророков Бани Исраиль и не имел детей. Он непрерывно обращался с мольбами к Аллаху и говорил: «Господи, мои кости стали слабы, а волосы поседели. Даруй мне ребенка, который станет моим потомком и потомком рода Йакуба». В этот день Закарие во время молитвы было сказано: «Аллах радует тебя вестью о Йахйе, который подтвердит Слово от Аллаха и будет господином, воздержанным мужем и пророком из числа праведников». Удивленный Закария спросил: «Господи! Как может у меня родиться сын, если старость уже настигла меня и жена моя бесплодна?» На что Господь ответил: «Аллах вершит, что пожелает». Йахйа ибн Закария появился на свет 9-ого Рамадана. Его мать приходилась тетей для Марьям – матери Пророка Исы (да будет мир с ними).
Йахйе было сказано: «О Йахйа! Крепко держи писание. Мы одарили его мудростью, пока он был еще ребенком, а также состраданием от Нас и чистотой. Он был богобоязнен, почтителен к родителям и не был гордецом и ослушником. Мир ему в тот день, когда он родился, в тот день, когда он скончался, и в тот день, когда он будет воскрешен к жизни!»

 

3. Уничтожение войска Абрахи.

Абраха был одним из военачальников эфиопского царя. В исламской литературе сказано, что по приказу Абрахи в Йемене был возведен большой и красивый по тем временам храм. Он велел людям перестать посещать Каабу в Мекке, и вместо этого совершать паломничество к построенному им храму. В некоторых исторических книгах написано, что однажды один из арабов пустыни остался на ночь в этом храме и осквернил его стены. В других книгах сказано о караване мекканских торговцев, которые вошли в храм для того чтобы разжечь огонь и согреться в нем, а также приготовить себе еду. Согревшись и поев, они тронулись в дальнейший путь, однако забыли погасить огонь. После этого ветер раздул огонь, который спалил все, что находилось в храме. Узнав об этом, Абраха разозлился и принял решение отправиться с большим войском в Мекку для разрушения Священной Каабы. 1-ого Мухаррама его войско подошло к Мекке. Но его планам не суждено было сбыться. Всевышний Аллах сам защитил Каабу, ниспослав на войско Абрахи огромную тучу птиц, которые забросали воинов обожженной глиной. Данная история упомянута в Коране в суре «Слон».

 

4. Предписание о выплате закята.

После переселения Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) в Медину, ему было ниспослано божественное предписание о выплате закята. После этого он отправил сборщиков закята в окрестности Медины. В одних документальных источниках сказано, что данное событие произошло 1-ого числа месяца Мухаррам. Из других источников следует, что предписание о выплате закята было ниспослано в месяце Рамадан.

 

5. Военный поход Затуль-рика’.

В 4-ом году по лунной хиджре (в некоторых источниках указывается 6-ой год) до Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) стали доходить вести о том, что два рода Бани Махариб и Бани Са’лабе из племени Гатфан задумали напасть на Медину. Желая предотвратить нападение врага на мусульманский город, Посланник Аллаха выступил с несколькими сотнями воинов навстречу врагу, который проживал в местности под названием Неджд. Увидев, что к ним приближается мусульманское войско, представители вышеназванных родов не решились вступить в битву и отступили в гористую местность. Необходимо заметить, что враг не был слаб, ибо мусульмане совершали в данном походе коллективную молитву, совершаемую при встрече с сильным противником. Данная молитва описана в 102-ом аяте суры «Женщины».
Во время военного похода Затуль-рика’ из мусульман был ранен только один из ансаров, в которого попали несколько стрел во время совершения молитвы.

 

6. Кончина Мухаммада ибн Ханафии.

После смерти Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) Абу Бакр послал Халида ибн Валида с войском к племени Малика ибн Нувайры, обвинив последнего в вероотступничестве. Войско Халида несправедливо предало смерти мужчин этого племени и пленило множество женщин. Среди плененных женщин была дочь Джафара ибн Кейса, более известная как Ханафия. В конце концов вышло так, что она стала супругой Али ибн Аби Талиба (да будет мир с ним) и в 16-ом году по лунной хиджре родила ему сына, которому дали имя Мухаммад. Мухаммада называли Мухаммадом ибн Ханафией. Он был смелым и отважным человеком, достойным сыном своего отца. Под предводительством Али он участвовал в верблюжьей битве, битве при Сиффине и битве с хариджитами.
Мухаммад ибн Ханафия скончался 1 числа месяца Мухаррам в 81-ом году по лунной хиджре в возрасте 65 лет. Одни исследователи говорят, что он скончался в Медине и похоронен на кладбище Бакы’. Другие считают, что он скончался в Таифе и похоронен там же.
По причине телесного недуга Мухаммад ибн Ханафия не смог помочь Имаму Хусейну (да будет мир с ним) своим присутствием в Кербеле.

 

7. Имам Хусейн на пути в Куфу.

1-ого числа месяца Мухаррам в 61-ом году по лунной хиджре Имам Хусейн (да будет мир с ним) со своими спутниками достиг местности, которая называлась Касру Бани Макатиль. Внимание имама привлекла палатка, стоявшая невдалеке. Он спросил о том, кому принадлежит эта палатка. Ему ответили: «Убайдулле ибн Хурру Джу’фи». Имам послал к нему своего человека, чтобы он присоединился к ним. Однако Убайдулла ибн Хурр ответил посланцу имама: «Я покинул Куфу для того, чтобы не находиться в этом городе тогда, когда туда прибудет Имам Хусейн. Клянусь Аллахом, я не желаю видеть Хусейна, и не желаю, чтобы он видел меня». Посланец вернулся к имаму и передал ему слова Убайдуллы. После этого Имам Хусейн сам отправился к нему в палатку и снова предложил ему присоединиться к ним, но Убайдулла вновь повторил то, что сказал ранее. Тогда Имам Хусейн промолвил: «Клянусь Аллахом, пропадет тот, кто слышит мой призыв о помощи, но не откликается на него». Таким образом Убайдулла ибн Хурр лишил себя вечного счастья загробного мира.

 

Деяния дня

1. Коран.

В 1-ый день месяца Мухаррам желательно 7 раз прочесть суру «Аль-фатиха». (Мафатих навин, стр.579)

 

2. Пост.

В хадисе от Имама Риды (да будет мир с ним) сказано: «Если мусульманин совершит пост в 1-ый день Мухаррама и обратится к Аллаху со своими нуждами, то Аллах ответит на его просьбу. В этот день Пророк Закария (да будет мир с ним) попросил Аллаха даровать ему благочестивого наследника. Всевышний Аллах ответил на его просьбу и даровал ему сына Йахйу». (Мафатих навин, стр.583)
Об этом же говорится и в хадисе от Имама Бакира (да будет мир с ним): «Всевышний Аллах ответит на молитвы человека, совершающего в этот день пост. Он сделает это так же, как ответил на молитву Пророка Закарии». (Васаиль аш-шиа, т.7, стр.347)

 

3. Намаз.

В 1-ый день месяца Мухаррам желательно совершить один намаз, состоящий из двух ракатов. В 1-ом ракате после «Аль-фатихи» следует 30 раз прочесть суру «Искренность», а во 2-ом ракате после «Аль-фатихи» следует 30 раз прочесть суру «Ночь предопределения». После окончания намаза желательно раздать милостыню на пути Аллаха. Каждый, кто сделает это, получит здоровье и благополучие от Аллаха в данном месяце. (Мафатих навин, стр.579)

 

 

Деяния ночи

1. Коран.

В 1-ую ночь месяца Мухаррам желательно 7 раз прочесть суру «Аль-фатиха». (Мафатих навин, стр.579)

 

2. Намаз.

В 1-ую ночь месяца Мухаррам желательно совершить 50 намазов по 2 раката, в каждом из которых после «Аль-фатихи» следует 1 раз прочитать суру «Искренность». В хадисе от Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и его род) сказано: «Если мусульманин совершит этой ночью данные намазы, а днем 1-ого Мухаррама совершит пост, то он будет подобен человеку, который на протяжении целого года непрерывно вершил благие деяния. До следующего года он будет защищен от смуты и раздоров, а если умрет, то попадет в рай». (Икбаль аль-а’маль, стр.552)
В другом хадисе от Посланника Аллаха сказано о желательности совершения в 1-ую ночь Мухаррама одного намаза, состоящего из двух ракатов. В 1-ом ракате этого намаза следует прочесть «Аль-фатиху» и суру «Скот», а во 2-ом «Аль-фатиху» и суру «Йа-син». (Икбаль аль-а’маль, стр.552)

 

3. Такбир.

Во время наблюдения новой луны в месяце Мухаррам желательно произнести такбир. (Мафатих навин, стр.582)